Бат

Летние средства транспорта ительменов – бат

В летнее время вся жизнь ительменов проходила у воды. Рыболовный сезон начинался сразу после ледохода и кончался с первой пургой.

Несмотря на такой образ жизни, у ительменов не было разнообразия в водных видах транспорта. Ительмены изготавливали лишь долбленные колодообразные лодкибаты. На батах ительмены проверяли ставные невода и рыболовные ловушки – запоры, совершали от поселений к местам промыслов, перевозили заготовленную рыбу, ягоду и другие продукты, кладь.

Долбленка очень неустойчива на воде, но ительмены обучались передвигаться на ней с юных лет и с ловкостью управляли ею. На ней можно было пройти в труднодоступных мелких и порожистых местах, какими изобилуют камчатские реки.

Для постройки батов употреблялся тополь или ветла, но ее использовали редко, так как она гниет. Дерево подбирали в два обхвата, это примерно 1-1,2 м в диаметре,  приблизительно 7-8 метров в высоту. Во время охоты или рыбалки находили подходящее дерево и делали на нем затес и оставляли до весны. Причем, это дерево никто не трогал, уважали чужое.

Весной приезжали на место, вокруг дерева все расчищали, чтобы при падении ствол не сломался и не раскололся, а чтобы у основания его сохранить целым, предварительно прорубали сквозное отверстие. Затем начинали рубить или пилить ствол. Делали «колоду» – черновик будущего бата: очищали от коры, придавали форму носу и корме. Вдоль бревна железным теслом,а в древности – каменным, делали узкое продольное углубление и начинали выборку древесины и делали борта. Немного продолбленные бревна сплавляли в поселок, привязав их к лодке. На берегу реки возле деревни продолжали дорабатывать бат: то есть делать тоньше борта, корректировать днище, выравнивать толщину стенок и разводку, а затем его «варят». Чтобы толщина стенок была одинаковой (около 4 см), камчадалы вбивали в просверленные углубления колышки такой длины. И как только появлялись концы колышек, так продалбливание кончали. Постепенно при выемки древесины ставили распорки, периодически заменяя длинные короткими, чтобы заготовка не раскололась.

Почти при полной выборке материала начиналась разводка бортов, т.е. «варка» бата. «Варка» бата:  готовый бат заливают до краев водой. Затем неподалеку разжигали костры, в которые клали большие камни. Когда камни раскаливались докрасна, их кидали в бат (иногда вода даже закипала), чтобы дерево хорошо распарилось, сверху его чем-либо накрывали. После, когда дерево немного размягчится, ставили распорки – палочки, для того чтобы увеличить объем бата. Их было от трех до пяти штук в каждой лодке. Такую процедуру проделывали несколько раз, причем распорки делались длиннее, чтобы увеличить ширину бата, а значит, и его вместимость. Причем каждый бат был уникален, то есть имел свою длину и ширину. Готовили бат приблизительно один месяц.

На бату обычно ходили по два человека: один стоял или сидел на носу, другой – на корме. При езде вверх по течению пользовались шестами – это круглая палка из тальника, длиной 2,5 – 3 м, очищенная от коры и сучков и хорошо высушенная. Нижний конец ее немного заострен или иногда обит металлом. Кроме того, для езды по течению реки изготовляли небольшие однолопастные весла, длиной около 1,2 м.

Для перевозки тяжелого или объемного груза устраивали так называемые паромы, когда сдваивали или страивали баты, скрепляли их поперечными палками и делали из жердей или досок настил, на который клали груз.

Каждая семья имела от одной до трех долбленок.

Бат долго служил, бат мог прослужить кому-то и всю жизнь. Его берегли, сушили, на зиму ставили.

Материал собрала Синицкая Н. Н. – научный сотрудник музея

 Литература:

  1. Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в.: Этнографические очерки. – М.: Наука, 1976. – с.86-89
  2. Традиционные знания как культурное наследие коренных народов Камчатки. – Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга. – Петропавловск-Камчатский. – 2008. – с.18-19