Ездовые нарты ительменов

Старинная дугокопылья нарта

В XVIII –  первой половины XIX вв. ительмены пользовались двумя видами собачьих нарт: ездовыми и грузовыми.

Устройство ездовой ительменской нарты: она состояла из двух полозьев, передние концы которых были загнуты и соединены поперечиной. Длина полозьев колебалась от 230 до 250 см, ширина – 7,5 – 9,5 см. длина поперечины – от 40 до 50 см. Последняя служила для привязывания собачьей упряжки и закрепления ремней, идущих от кузова. На полозьях укреплялись два дугообразных копылья, так что один конец упирался в один полоз, другой – во второй. На центр копыльев устанавливался узкий кузов, имеющий форму ладьи с высокими передком и задком. Основу его составляли круто изогнутые на концах палки. Они прикреплялись к копыльям. Кроме того, поперечные крепления их были в виде изогнутых в дугу деревянных пластинок, образующих решетку в виде седла. Ездовые нарты изготовлялись из березы как наиболее прочного материала. Занимались этим делом исключительно мужчины. Делали их зимой. Согласно описанию С. П. Крашенинникова, В.В. Антроповой частично восстановлен процесс производства саней: «Копылья гнулись из кривого березового дерева. Палки кузова, после прикрепления их к копыльям, выгибались путем стягивания ремнями передних и задних их концов, после чего они получали дугообразную форму…Далее привязывались дугообразные пластинки, затем концы палок и пластинок соединялись ремнем. Таким образом сооружался кузов». Детали нарт скреплялись ремнями из тюленьих шкур, заготовка, обработка и окраска которых производилась заранее. Старинные ительменские ездовые нарты богато орнаментировались.

Садились на нарты ительмены боком, с правой стороны. С. П. Крашенинников по этому поводу писал: «Сидят на санках опустив ноги на правую сторону, а оседлав санки сидеть почитается за великий порок, ибо таким образом сидят на них камчадальские женщины».

Исчезли дугокопыльные ездовые ительменские сани во второй половине 19 века. Основной причиной их исчезновения по предложению В. В. Антроповой, было несоответствие конструкции саней новым потребностям жизни и быта ительменов. «Этот тип саней мог хорошо служить для недалеких поездок, рассчитанных на одного человека. Для более отдаленных он был менее удобен, так как обладал небольшой грузоподъемностью… Развитие торговых связей с русскими, разъезды властей, повинности, как, например, каюрская гоньба, и другие причины вызвали сильное увеличение разъездов на дальние расстояния. Отсюда появилась необходимость увеличения грузоподъемности саней, езды с каюром (кучером) и т. д., а для этого подходила, несомненно, лучше нарта, чем легковые сани».

Кроме того, изготовление саней по сравнению с нартами требовало большого труда и времени».

Нарты – длинные и узкие сани, употребляемые на Севере для езды на собаках и оленях.

Сани – зимняя повозка на двух полозьях.

Санки – небольшие ручные сани.

 

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1973. – с. 355, 641
  2. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. Этнографические очерки. – М.: Наука, 1976. – с.72-80
  3.  Традиционные знания как культурное наследие коренных народов Камчатки / Ю.В. Корчагин, В. Н. Шарахматова. – Изд-во КамсГУ им. Витуса Беринга. – Петропавловск-Камчатский. – 2008. – с. 11