Лыжи

Зимние средства транспорта – лыжи

Обязательной принадлежностью любого ительмена были лыжи. В. Н. Тюшов писал: «Лыжи – это необходимое и ничем незаменимое орудие хождения промышленника. Без лыж не только невозможно ехать или идти в лес для звериного промысла, но часто бывает нельзя привезти дров, сена из ближайших окрестностей селения».

В этот период времени у ительменов были распространены лыжи ступательного и скользящего типа.  Ступательные лыжи были распространены в 18 – начале 19 вв.  С. П. Крашенинников так описал их устройство: «Лапки делаются из двух не весьма толстых брусков, на средине двумя поперечинами распертых, а по концам вмести стянутых и спереди кверху загнутых и ремнями часто переплетенных. На впорках привязывается путло, которое на ногу надевается». Длина  «лапок» колебалась от 70 до 90 см. Они служили главным образом для прокладывания дороги собачьей упряжке при глубоком снеге и поэтому были ее неотъемлемой принадлежностью. В начале 19 в. ступательные лыжи вышли из употребления.

Наряду со ступательными лыжами у аборигенов Камчатки бытовали и скользящие. Имеются все основания предполагать, что создателями и носителями этого типа являлись охотничьи племена.

И у ительменов скользящие лыжи служили в основном для охотничьих целей. Описание их имеется у Ж. Б. Лессепса, который отмечал, что во время охоты на зайцев и куропаток «мы привязывали к ногам кожею тонкие дощечки (сии дощечки называются в сей стране лыжами) шириною до 6 до 8 дюймов, длиною от 3 до 4 футов (дюйм – 2, 54 см, фут – 30, 5 см; таким образом, ширина от 15 до 20 см, длина от 91, 5 до 122 см), которых передний конец загибался, наподобие полозов, а нижняя часть оных покрывалась кожею морских волков, или кожею с лапок оленьих». На расстоянии 73-77 см от переднего конца лыж установлены крепления, которые состоят из петли и двух концов ремня. Крепления на ногу одевались образом: носок вставлялся в петлю, а концы ремня закреплялись вокруг ступни так, что пятка оставалась свободной.

Подобные скользящие лыжи, бытуют у ительменов и в настоящее время. Изготовляют их из березы, длиной они – 15-20 см. Для загибания переднего конца лыж делали станок, который представлял собой палку с развилкой на конце. К развилке прибивали параллельно с обеих сторон два бруска, между которыми вставлялась обструганная, распаренная заготовка для лыжи. В таком состоянии ее высушивали, затем снимали со станка, отделывали, придавали форму (передний конец всегда заостренный, а задний – мог быть заостренным или срезанным с небольшими выемками по сторонам), сверлили отверстия для креплений. Деревянную основу всегда обтягивали шкурой тюленя или оленьими камусами (по три пары на каждую лыжу). Для их склеивания использовали очищенную от чешуи рыбью кожу, которую сворачивали в комочек и разогревали в печи. В расплавленном виде ею намазывали деревянную основу. Выкроенную полосу из шкуры тюленя или сшитых камусов немного смачивали водой и затем натягивали на смазанную лыжу, обвязывали крапивой и давали просохнуть. Затем крапиву снимали и устанавливали крепления, изготовленные из медвежьей шкуры. Иногда края подшивки скрепляли мелкими гвоздями.

При ходьбе на лыжах опирались на одну палку, сделанную из хорошо высушенной и обработанной березы.

В 18 – начале 19 вв. у ительменов бытовали две категории лыж: ступательные и скользящие и являлись неотъемлемой частью любой собачьей упряжки.

 

Литература:

  1. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. – М.: Эксмо, 2010. – с.321
  2. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. Этнографические очерки. – М.: Наука, 1976. – с.83-86