Обработка шкур для пошива одежды и обуви

Обработка шкур для пошива одежды и обуви

За двести лет у ительменов произошли значительные изменения в используемом материале для изготовления обуви. В 18 веке в основном использовали шкуры тюленей, собак, кожу лососевых рыб, камусы (шкура с ног оленя), шкуры снежных баранов. В конце 19 – начале 20 вв. материалы для изготовления обуви, как правило, служили камусы, шкуры оленя, и тюленя.

Перед пошивом одежды и обуви шкуры животных обрабатывались. В 18 в. этот процесс производился следующим образом. Снятые со зверя шкуры сначала сушили, затем смачивали водой и скребли на доске каменным скребком, закрепленным в деревянную палку-рукоятку. Очищенную от мездры шкуру смачивали жеваной лососевой икрой. Затем ее сворачивали и топтали ногами. Размягченную таким образом шкуру смазывали икрой и вновь обрабатывали скребком. Эти действия повторялись до тех пор, пока шкура не становилась мягкой, эластичной и хорошо растянутой. Выделанные оленьи и собачьи шкуры красили в красный цвет, натирая мелконарубленной корой ольхи, и использовали преимущественно для изготовления верхней зимней одежды и меховых чулок.

Шили летнюю одежду и праздничную обувь и из так называемой ровдуги (замши). В 18 веке первоначальная обработка оленьей шкуры для ровдуги была такой же, как и для верхней зимней одежды. Затем шкуру с неделю коптили, потом смачивали и парили, чтобы отопрела шерсть, и, наконец, смазывали икрой, мяли, топтали и скоблили каменным скребком. В конце 19 – первой половине 20 вв. ительмены дымленую ровдугу выменивали у коряков. Сами же делали прежним способом только светлую замшу, которую для пошива праздничной обуви чернили. Для этого ее сначала клали в настой ольховой коры, где ровдуга принимала красный цвет. Затем готовили особый состав, полученный в процессе трения металлических изделий о брусок, который периодически смачивался водой. Собранную массу смешивали с настоем ольховой коры и в ней красную ровдугу чернили.

Для пошива повседневной летней обуви использовали оленью кожу, выделка которой производилась следующим образом: только что снятую или намоченную шкуру сворачивали, клали в теплое место. Подопревшую, ее очищали от шерсти, просушивали, затем чернили вышеописанным способом.

Несколько иначе происходила заготовка камусов. Снятые с оленя, они попарно сшивались нитками через край в виде мешка, который наполняли сухой травой и сушили под балаганом, а позднее – на чердаке. Высушенный таким способом камус, мог храниться долгое время. Перед пошивом обуви его обрабатывали точно так же, как и шкуру оленя: скребли, снимали мездру, мяли, растягивали. Выделанные камусы употреблялись при изготовлении зимней повседневной и промысловой обуви, рукавиц. Из них также шили голенища для весенней и осенней обуви.

Значительное количество одежды и обуви изготовлялось из выделанных тюленьих шкур. Обработка их производилась несколькими способами – все зависело от того, на какие части или типы обуви шел материал. По Г. В. Стеллеру, 18 век – заготовки для подошвы сначала смачивали водой, затем пластами складывали в теплом углу землянки, где они прогревались и пропаривались. Через несколько дней с них легко снималась шерсть. Очищенную от шерсти кожу растягивали для просушки.

В настоящее время снятую с тюленя шкуру высушивают в расправленном виде, а потом ножом снимают остатки жира и мездру. Ножом же растягивают и размягчают выкроенную из нее подошву.

Несколько иначе производилась выделка шкур, идущих на изготовление голенищ и головок летней повседневной, промысловой и праздничной обуви. Предварительно их также смачивали водой, свертывали шерстью внутрь и клали в яму, обложенную травой на несколько дней, где они чуть-чуть подпревали. Затем их очищали от шерсти и растягивали для просушки. Высушенную кожу мяли руками. Для этого один конец ее зажимали коленями, другой поворачивали правой рукой по окружности против часовой стрелки, придерживая кожу у колен одновременно левой рукой. Последующую обработку продолжали скребком, снимая им мездру и размягчая кожу.

Для изготовления праздничной обуви тюленью шкуру красили в крепком отваре ольховой коры. В 18в. для этого ее сшивали мешком шерстью наружу, выворачивали наизнанку и наполняли отваром с кусками коры. Затем мешок зашивали и колотили по нему дубинкой или положив мешок на полено. Этот процесс повторялся до тех пор, пока краска не просачивалась сквозь кожу. Окрашенную таким образом, ее растягивали и вывешивали для просушки на воздух. Перед раскроем ее тщательно мяли руками.

В связи с обложением местного населения ясаком шкурки пушных зверей шли на его выплату, и одежду из них перестали шить. Испорченные или изредка специально оставленные шкурки шли на отделку или в качестве украшения. Предварительно их тщательно выделывали. Описано В. Н. Тюшовым: «Прежде всего шкурка скоблится со стороны… мездры или ножом, или скребком (каменным или железным) … Потом шкурка мнется руками, чтобы мягче была. Для этой цели она намазывается рыбьей икрой (обыкновенно свежей), подсушивается и снова мнется руками. Если намазанная икра держится очень крепко…, в таком случае шкурка осторожно… отделывается тем же «скребком». Иногда шкурку чернили, натирая «по шерсти» красителем. После покраски она сушилась и вновь мялась руками. На этом процесс обработки заканчивался.

Иногда поношенную матерчатую одежду, приобретенную у русских, красили соком шикши или брусники.

Собачьи шкуры дубили при помощи гнилого дерева и рыбьей икры и красили настоем ольховой коры.

С приходом русских на Камчатку в качестве материала для одежды стали использовать привозную ткань.

Выделанная кожа, камусы, лоскуты тканей складывали в хозяйственный мешок, который шили из тюленьих шкур. Их можно встретить еще у некоторых семей ительменов.

Заготовленные материалы хранили в прохладном месте (в амбаре, на чердаке).

Литература:

  1. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. Этнографические очерки. – Петропавловск-Камчатский. М: Наука, 1976. – с.91 94