Одежда и украшения

Одежда защищает человека от неблагоприятных воздействий внешней среды. Ее возникновение относится к самым отдаленным временам. Типы одежды особенно в прошлом, во многом зависели от хозяйственных занятий народности и географических условий. Эти факторы сказывались и в покрое, и в материалах, используемых для ее изготовления.

В момент прихода русских на Камчатку основным материалом для пошива одежды ительменам служили шкуры пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи), оленя, собак и морских животных (различных видов тюленей, сивучей и др.). В. Атласов, собравший первые этнографические материалы об ительменах, указывал: «Одежду носят соболью и лисью, и оленью, а пушат то платье собаками». Об этом же сообщал и С. П. Крашенинников: «…Сами шивали наиболее из собачьих кож, из соболей, лисиц, евражек и из каменных баранов». Г. В. Стеллер в качестве используемого материала для одежды называл шкуры медведя, волка, очень ценившийся мех росомахи, шкурки птиц.

Начиная с 18 в. и до недавнего времени, верхнюю одежду шили уже главным образом из шкур оленей, которые выменивали у коряков. Этот переход, вероятно, объясняется практичностью материала, меньшей затратой труда на его обработку и недостатки шкур, ранее шедших на изготовление одежды (собаки стали служить преимущественно как транспортные животные, шкурки пушного зверя шли на выплату ясака).

«Казаки, побывавшие на Камчатке, отметили, что покрой камчатской одежды настолько приспособлен к местному климату, погоде и условиям труда, что его лучше и не придумать; нельзя подобрать по самому существу и лучшего для него материала. Кроме того, у этого платья еще и то преимущество, что оно отличается крайнею простотою, и если бы пришлось изобрести пошиву одежды без образцов, то люди по неволе остановились бы сразу на этом покрое, из чего с достотачною убедительностью можно вывести заключение о древности данного народа» – писал в своей книге  «Описание земли Камчатки» Г. В. Стеллер.

Одежду ительменов можно классифицировать по сезонам – зимняя и летняя, по полу и возрасту – мужская, женская и детская, по назначению – повседневная, промысловая и праздничная, но строгой дифференциации верхней плечевой одежды у ительменов нет.

Повседневная зимняя одежда.

 В 18 – начале 20 вв. повседневной верхней плечевой одеждой ительменов служила кухлянка, изготовленная в большинстве случаев из оленьих шкур. В начале 18 в. она была двух видов. С. П. Крашенинников по этому поводу писал: «А делаются кухлянки двумя разными покроями; у одних подол бывает ровной, а у других назади с нарочитою выемкой и с хвостом долгим; первое под именем куклянок круглых, а другие под именем куклянок с хвостом известны». По Г. В. Стеллеру – кухлянку с «хвостом» носили женщины, а с круглым подолом – мужчины.

Кухлянку шили глухую, рубашечным покроем, длиной ниже колен, проймы рукавов были большими, рукава широкие, суживающие к кисти. Обязательной принадлежностью кухлянки являлись капюшон и нагрудник, последний шили из шкур собачьих ног. Ворот выкраивали не широким, чтобы только проходила голова. К низу кухлянки пришивали полосу шириной в ладонь или две – подзор. Подол, рукава, капюшон и нагрудник обшивали пушистым мехом – собачьим, волчьим, росомашьим, собольим и т.д. Зимняя кухлянка была двойной: нижняя рубаха – мехом внутрь, мездру красили ольхой, и верхняя – мехом наружу. Подзор (опуван) он был как чисто их меха одного тона, но также был украшен орнаментом из кожи и меха, напоминающий мозаику: из маленьких четырехугольных кусочков белых и черных шкур, специально вырезанных и сшитых друг с другом. Вышивание производится подшейным волосом оленя, длинным и белым. Часто этот волос окрашивается красной краской из ольховой коры. Для вышивания используются тонкие нитки из сухожилий или узкие полоски мягкой белой кожи. Между полосами на подоле вшивались пучки, выкрашенной в красный цвет, тюленей шерсти, считая, что властелин неба Биллюкай носит на своем платье точь-в-точь такую же кайму, которая служит ему радугой, в чем ительмены желали ему подражать. Расцветка наружней стороны кухлянки была черной, белой или пестрой. В качестве украшений пришивали разноцветные ремешки.

А еще все края: капюшон, рукава, подол обшивали длинной густой белой шкурой собак, так как ительмены верили, что этим они защищают себя от злых духов. Снизу доверху по всей кухлянке нашивались хвостики горностая и тонкие кожаные шнуры, выкрашенные в красный цвет, капюшон по углам на кухлянках взрослых, а в особенности у детей, напоминал ушки медведя.

Лучшей праздничной плечевой одеждой ительменов в 18 в. являлись парки. Это меховая одинарная глухая рубаха, сходная по покрою и длине с кухлянкой. Разница состоит лишь в том, что рукава у нее были уже, перед и спинка расширялись книзу. Вокруг подола, ворота и рукавов пришивали так называемый подзор и затем обшивали бобровым или собачьим мехом. Вот как описывал изготовление подзора С. П. Крашенинников: «Замшеной ремень шириною пальца на полтора разчерчивается клетками в три ряда, клетки длиною бывают около полувершка, и каждая разным шелком разшивается, включая верхний ряд, который через клетку вышивается белыми волосами из бороды оленей. К такому ремню сверху и снизу пришивают по красному или черному мандарному ( мандара – выделанная, окрашенная ольховой корой оленья или тюленья шкура) ремню, который узорами ж из собачья горла выделанного на подобие лайки распестрен. К ремням пришивают собачье ж горло, вырезанное зубцами и обложенное крашеною шерстью. Но шелковые подзоры начали шить по покорении, а до этого распестряли их оленьими волосами, крашеною шерстью и собачьим горлом».

Высоко ценилась парка из собачьего меха. Она считалась самой нарядной и праздничной, была очень прочной, теплой, не боялась влаги и сырости, поэтому и ценилась она вдвое дороже, чем соболья. При самых неблагоприятных условиях такая одежда могла служить по меньшей мере четыре года. После прихода русских на Камчатку парки из собачьих шкур стали шить реже, так как собаки использовались как транспортные животные. Но даже при таком положении каждая ительменка обязательно старалась обшить собачьим мехом оленью или тюленью парку.

Кухлянки украшались розетками, по материалам С. В. Ивановой, изображали солнце, а опушка по краям символизировала его лучи, поэтому их еще называли «солнышки», были расположены на груди, спине и бедрах. Рисунок орнамента спиралеобразный, обозначающий круговорот вселенной. Сочетание цветов контрастное. Розетки, радиусом 5-6 см, на груди и спине. Розетки радиусом поменьше – на бедрах.

Розетка «Солнце» украшаются висюльками – подвесками. Подвески украшаются бисером с тяжелыми массивными бусами, для увеличения амплитуды раскачивания во время движения. Покрой кухлянки свободный, не стесняющий движений, удобный для всех случаев жизни – при ходьбе, при отдыхе и т.д. Свободно себя чувствуют и подвески – даже при малом движении они раскачиваются – «отгоняют злых духов» от человека. Это обереги человеческого тела. Такое же значение имеют ремешки и хвостики при украшении одежды.

Особого смысла в цвете ительмены не вкладывали, а просто ассоциируют его с окружающим миром: трава – зеленый, небо – голубой и т.д.

Литература:

  1. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. – М.: Эксмо, 2010. – с.308-314
  2. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. Этнографические очерки. – М.: Наука, 1976. – с.91-117
  3. Традиционные знания ительменов западного побережья Камчатки. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – с16-17
  4. Традиционные знания как культурное наследие народов Камчатки /Ю. В. Корчагин, В. Н. Шарахматова. – Петропавловск-Качматский.: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга. – с. 74