Судовой (корабельный) колокол

Звоны над морем.

История использования колоколов в морском деле уходит в романтическую эпоху парусников XVI века. С тех пор колокола почти три столетия определяли повседневный уклад жизни экипажей морских судов, в ненастье и туман предупреждали мореходов об опасностях, а в случае гибели корабля извещали о случившейся беде.

Судовой колокол – рында.

Лингвисты до сих пор не достигли единства в происхождении слова «рында», но известно оно русскому народу еще со средневековых времен. В те дремучие времена существовал забытый ныне глагол – рындать, то есть трясти. Вполне логично: то, что трясли, имело название «рында», хотя прямых доказательств этому до сих пор нет.

Рында (колокол) (Википедия) – устоявшееся в русском языке название судового колокола. Причем, термин «судовой (корабельный) колокол» является точным, а рында, строго говоря, – звон судового колокола в полдень: по три удара сразу.

В словаре – простое определение рында – судовой колокол. В реальности рындой назывался не сам металлический колокол, а его звон. Обычно такой звон раздавался в полдень.

 

Из истории судового колокола.

 В 17 веке всем известный реформатор Петр Первый отправил в Европу на прохождение морской практики русских моряков, а сам изложил обязанности всех чинов на судах военного флота в «Морском уставе» 1720 года. Согласно этому документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. К тому времени европейские морские державы использовали колокола на парусниках.

Команда «бей в колокол» на языке оригинала звучала как (ринг э бэлл). К сожалению, матросы времен Петра I понимали английский язык хуже, чем старославянский, и поэтому когда звучали команды, они знали, что нужно делать, но не всегда понимали, как это правильно перевести и воспроизвести.

 Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл» трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в пользовании моряков. Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».      Жизненная история данного термина началась еще во времена императора Петра I, в те времена, когда русских моряков тренировали иностранные офицеры. Обычно офицеры часто отдавали команду звонить в колокол, на их языке это звучало «ринг э бэлл». Это непонятное выражение русские матросы переделали на местную манеру, и в итоге получилось словосочетание – «рынду бей». После этого обычный судовой колокол начали именовать рындой.

Нечисть и колокольный звон.

Испокон веков люди верили, что звон колокола может помочь пережить напасть и отогнать злых духов. Всем известно применение церковных колоколов во время различных обрядов. Даже во время чумы, не прекращая, били в колокол, чтобы «выгнать хворь».

Поскольку моряки – люди чрезвычайно суеверные, они изначально брали на борт судна колокол, чтобы отпугивать злых духов. Считалось, что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать беснующего морского дьявола. Со временем моряки нашли колоколу более практическое применение и стали использовать его в качестве сигнального средства: в условиях плохой видимости он оповещал о приближении корабля, а также во время тумана или при объявлении пожарной тревоги.

Жизнь по склянкам.

Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, ее берегли как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы. Матросы по ударам рынды выходили на вахту.

Поскольку для измерения времени использовались песочные часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определенным ударом в колокол.

Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки бить!» Были еще и четырехчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей согласно вахтам. В полдень «тремя троекратными ударами отбивали «рынду». С этого момента начинался новый отсчет времени.

Судовые колокола, несмотря на технический прогресс, являются атрибутом всех российских кораблей, а имя корабля часто пишут по периметру рынды. Если судно меняет название или переходит под управление другой страны, то рынду не меняют. Ставить рынду, висевшую на другом корабле – плохая примета. В корабельном уставе российского флота закреплен фиксированный период биться склянок (то есть битья в рынду). Для кораблей первого и второго рангов, плавающих на воде, есть своя система отбития склянок: 8 утра – 4 сдвоенных удара (или 8 склянок), 8.30 утра – 1 удар (1 склянка), 9 утра – 1 сдвоенный удар (или 2 склянки), 9.30 утра – 1 сдвоенный удар и 1 простой (3 склянки), 12 дня – три тройных удара (или битьё рынды), 11 вечера – 3 сдвоенных удара (или 6 склянок).

Командир корабля лично назначает лиц, несущих вахтенную или дежурную службу, и ответственных за битьё в рынду.

Злато для голоса.

Производство корабельных колоколов никогда не ставили на поток – для каждого судна всегда отливали персональный колокол с неповторимым дизайном, который становился душой и сердцем судна. На нем обозначали название парусника и его постройки. Рынду не меняли, если кораблю давали новое имя. Если же кому-то приходило в голову украсть или по какой-то причине повредить её, подлеца неминуемо ждала страшная беда.

При отливке рынды использовали специальный «колокольный металл». В его состав в определенной пропорции входили медь, цинк и олово. От соотношения этих металлов зависит и звон колокола – и будет он «мягким» или «строгим».

Но вот интересная особенность: если добавить в ванну, где плавится металл для отливки, несколько серебряных монет, или, скажем, пару золотых колечек, как голос колокола сразу станет мягким и приятным для слуха.

Лысина боцмана и тысяча солнц.

Корабельный колокол всегда являлся визитной карточкой корабля. Он не только сообщал названия судна, но еще и передавал некоторую информацию об экипаже. Начищенный до блеска рында указывала на исправную службу моряков. Ответственный матрос должен был «надраивать рынду до тысячи солнц». У моряков есть даже шуточная (а, может, и не очень шуточная) поговорка, что «рында должна блестеть, как лысина у боцмана»

Если же на судне погибал кто-то из моряков, то почитали восемью ударами колокола, символически обозначающих конец его вахты. В английском языке есть выражение «Восемь ударов колокола», обозначающее некролог.

Может сложиться ошибочное мнение, что в современном мире уже нет места былой романтике и корабельный колокол можно найти только в лавке сувениров. Конечно, ни один моряк не откажется от такого подарка, но есть правила, просто обязывающие иметь рынду. Согласно им, корабельным колоколом должны оснащаться любое судно, длина которого не превышает 12 метров. Он, как и в прежние времена, должен служить морякам для подачи сигналов при плохой видимости.

Литература:

Интернет – ресурс