Традиционные орудия лова рыбы ительменами

Исторически ительмены проживали по берегам рек в небольших поселениях, так как основу жизнеобеспечения ительменов составлял речной лов. Промысловой территорией владела родовая община, а позднее (в конце 19-начале 20 в.) – территориально-соседская. Рыбу, в основном лососевых, ловили с апреля по ноябрь. Способы и орудия лова были традиционны – сети, невода, запоры, крюк-марик.

Сеть.

Сети бывают разные: ставники, невода, сети для нерп, обычно длиной двадцать пять метров. Изготавливают из нитей, конского волоса, крапивной нити, из шкуры тюленя.

 Изготовление сетей из крапивы было очень трудоемким делом. Заготовленные стебли крапивы высушивали, затем мочили и снова сушили, после чего расчесывали гребнями, освобождая от костры (одревесневшей части стеблей). Из полученных волокон руками сучили нити. Чтобы заготовить необходимое количество ниток, а затем связать сеть «в пятьдесят маховых сажень», требовалось около двух лет работы одной семьи. Сети из крапивных нитей были недолговечны, они выходили из строя уже на второй год пользования ими. Обязательно сушили ее на заборах, иначе она быстро сгнивала. Ставили сети на том месте реки, где сильное течение.

Сети для нерп делают из шкур тюленя.

Запор – морда.

Запор строят так. Ставят столбики поперек реки, к столбикам, которые вбивают только деревянной колотушкой, а если вбивать железной, считалось, что можно перерубить реку и рыба в такую реку не зайдет, прикрепляют длинные толстые жерди. Затем их сверху плотно закрывают хворостом, придавливая ко дну реки тяжелыми камнями.

Из воспоминаний Спешнева Ливерия Федоровича: « Чавычу и кижуч ловили запорами. На хорошей протоке в дно вбивали колья под углом к течению, течение давит на это приспособление. Затем их перевязывали между собой кожаными ремнями – получается деревянная сетка. Эти загородки называются атолья, их камнями приваливали большими. Атолья ставятся около берега, между ними ставят «морду» (на местном языке она называется чируч). Морда представляет собой связанные ремнями в виде конуса длинные прутья. Приблизительно в середине делают ворота, которые открываются в одну сторону. Рыба идет на нерест, встречает на пути атолья. Дальше она идет вдоль них и попадает в «морду» – и рыба оказывается в ловушке, т.к. ворота не дают ей выйти назад». Из морды (накопителя) рыбу вычерпывали или же ее поднимали и потом из нее рыбу выбирали.

Для того, чтобы сделать запоры, объединялись несколько семей.

 Крюк – марик.

«Марик» – одно из орудий лова, которое представляет собой шест, имеющий на конце кожаную веревку с крюком.

 При добыче мелкой рыбы для крепления к палке достаточно собственного ремешка крючка. Рыба при таком лове не повреждалась и можно было выбрать любую. Речки были чистыми, рыбы в реки заходило много и рыбу было видно. Рыба идет, подводишь осторожно марик и ударяешь. Когда мариком рыбу ударяешь, она прокалывалась, и какой-то кусок заостренная проволока цепляет. И так рыба держится на крючке, на марике, и потом ее вытаскиваешь. Потом просто подымаешь марик и рыба выпадает.

 Добывая мариком чавычу, крепили крючок на конец палки за металлическое кольцо. Ремень марика завязывали на том же кольце, а конец его держали в руке. Таким образом, легче было держать рыбу.

 Для того, чтобы попасть в рыбу мариком издалека, к палке с мариком привязывали длинный ремень и метали орудие как дротик.

Литература:

1.Традиционные знания как культурное наследие коренных народов Камчатки /Ю.В. Корчагин, В. Н. Шарахматова. – Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга. – Петропавловск-Камчатский.- 2008. – с.16-23

2.Традиционные знания ительменов западного побережья Камчатки. (с.Ковран, Тигильский район Корякского автономного округа)/ В.Н.Шарахматова. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – с.15