logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Время землепроходцев

Дежнёв Семен Иванович

В конце 16 столетия Русское государство было во много раз меньше и располагалось только по европейскую сторону Уральских гор. И совсем уж невероятным кажется то, что всего через полвека русские землепроходцы уже дошли до Тихого океана, и Россия стала огромной державой.

Землепроходцы – это, конечно, не путешественники – исследователи. В основном они были казаками, служивыми людьми. Продвижение на восток требовали экономические интересы крепнущего Российского государства: в Сибири были огромные залежи каменной соли, железной и медной руд. А интересы страны сочетались с личными интересами казаков: необозримые земли были богаты пушниной, а полноводные реки – рыбой.

Однако многие из казаков отличались наблюдательностью, подмечали природные особенности новых краёв, характерные черты быта и нравов живущих здесь народов. И уж, безусловно, землепроходцы были людьми отважными, мужественными. Терпели лишения, гибли от стужи, болезней и ран. Многие из казаков сгинули на просторах Сибири, даже имена их остались забытыми. Но имена других и теперь помнят.

Среди славных имён храбрых и предприимчивых русских людей, посвятивших свои силы изучению морей и берегов нашего севера, имя Семёна Ивановича Дежнёва занимает одно из самых почётных мест. Всю свою жизнь С. И. Дежнёв провел в суровых условиях севера. В течение тридцати с лишним лет он изъездил и исходил огромные пространства северо-востока Азии, избороздил на утлых кочах холодные воды суровых северных морей. Семён Иванович первым прошел морем из Ледовитого океана в Тихий, доказав существование пролива, разделяющий Азию и Америку, и оставил потомству описание своего замечательного путешествия, совершённого в середине 17 века.

Семён Иванович Дежнёв – русский землепроходец и мореплаватель. Родился, по одним данным, в Великом Устюге, по другим, – в д. Осиновская Волоко-Пиженской волости Двинского уезда, в семье крестьян-поморов. Хлопоча об определении на службу своего племянника, С.И. Дежнёв писал, что тот живет «на Устюге Великом ни в тегле, ни в посаде, а скитается меж дворов…». Вероятно, такой же была и его юность. Нужда заставила его в ранней молодости отправиться искать счастья в Сибирь. С насиженных мест в северные дали мужчины отправлялись по разным причинам: многих привлекало желание стать первооткрывателем, других манили истории бывалых о невероятно щедрой на богатства Сибири. Почти все надеялись, что служба принесет им достаток.
В 1630 году поставлен на службу казаком и выехал в Сибирь. Вначале служил в Тобольске, затем в Енисейске. В 1638 г. перешел на службу в только что основанный Якутский острог. Служба была тяжелая. Его часто посылали в дальние и опасные поездки. Сам С. И. Дежнёв о своей службе пишет: «голову свою складывал, раны великие приимел и кровь свою приливал, холод и голод великий терпел и помирал голодной смертью». За 20 лет службы С. И. Дежнёв имел 9 серьёзных ранений.

В 1641 г. собирал с местного населения ясак (т.е. натуральную подать) на р. Яна и благополучно доставляет его в Якутск.

В 1642 г. он вместе с Михаилом Стадухиным был послан собирать ясак на реку Омолон, самый крупный правый приток р. Колымы. Здесь был построен коч – плоскодонное однопалубное судно, ходившее греблей и под парусами длиной до 25 метров. На нем Дежнёв и Стадухин вышли на р. Индигирку, а по ней в Ледовитый океан, где соединились с отрядом Михайлова. Три года С. И. Дежнев прожил на р. Колыме и остался там, когда его товарищи повезли в Якутск ясак. В Колымском острожке С. И. Дежнёв с 13 казаками выдержал нападение отряда юкагиров в 500 человек.

В 1643 г. с небольшой группой казаков основал Нижнеколымский острог.

В 1646 г. уроженец Мезени Исай Игнатьев совершил первое плавание по Ледовитому океану на восток от устья Колымы до Чаунской губы и привёз в Нижнеколымск «рыбий зуб» – моржёвые клыки. Под впечатлением рассказов Игнатьева о виденных им богатствах, образовалось товарищество для изыскания реки Анадыря. Во главе товарищества стал уроженец Холмогор Федот Алексеев (Попов), приказчик московского «гостя» (купца) Алексея Усова. Было решено идти к Анадырю из Колымы морем. Алексеев просил правительственного приказчика в Нижнеколымске Василия Власьева прикомандировать к экспедиции Семёна Ивановича Дежнёва в качестве представителя власти. С.И. Дежнёв был членом вновь возникшего товарищества. Власьев назначил его в состав намеченной экспедиции на Анадырь «для соблюдения в предпринимаемом путешествии пользы казённой». Семён Иванович Дежнев уже давно был известен своей храбростью и распорядительностью.

В 1647 г. с купцом Федором (Федотом) Алексеевым (Поповым) экспедиция на четырёх лодках (кочах) отправилась от устья Колымы на восток. Скупая меха у местного населения, мореплаватели интересовались, как далеко простирается российская земля на востоке, так как в Нижнеколымск доходили слухи о богатых соболями землях на востоке. Но из-за льдов осуществить плавание до конца Дежневу не удалось. В 1648 г. летом Дежнёв и Попов повторили попытку: организовали новую экспедицию. В её состав вошёл опять С. И. Дежнев с отрядом казаков «для государева ясачного сбора и для прииску новых неясачных людей и для государевых великих дел». По тому времени это была большая экспедиция: на шести кочах (а по некоторым данным – на семи) находилось не менее 90 человек. Перед землепроходцами стояла конкретная задача – отыскать морской проход из устья Колымы на р. Анадырь в обход Чукотского полуострова. Из устья Колымы путешественники вышли в конце июня. В августе стали поворачивать юг, а в начале сентября вступили в пролив, отделяющий Азию от Америки, и через три месяца после начала экспедиции достигли Большого Каменного Носа. Это был высокий (800 метров) скалистый массив, круто обрывающийся к морю. От вершины на запад он спускался полого и переходил в низменный перешеек, соединяющий массив мыса с Чукотским полуостровом. В записке, посланной якутскому воеводе в апреле 1655 г. с Анадыря, С. И. Дежнев довольно подробно описывает своё плавание морем с Колымы «на новую реку на Анандыр». Он указывает, что на этом пути «есть нос, вышел в море далеко, а не тот нос, который от чухоны реки лежит…, а против того носу есть два острова (острова Диомида), а на тех островах живут чухчы (эскимосы)… А лежит тот нос промеж сивер на полуношник; а с русскую сторону носа признака: вышла речка, становье тут у чухонь делано, что башни из кости китовой, и нос поворотит, кругом к Анандыре реке подлегло; а доброго побегу от носа до Анандыря реки трои суток, а более нет; а итти от берега до реки недалече, потому что река Анандыр пала в губу».В этом описании всё полностью соответствует действительности.

Во время долгого плавания, попав в жестокий шторм, часть кочей разбилась о льды, часть пропала без вести. Дежнёва с товарищами носило по морю и прибило, в конце концов, «наперёд за Анандыр реку, ровно десять недель» пешеходного пути от низовья её, совершенно безлюдную местность. Собрав с обломков корабля все, что можно было унести, Дежнёв с казаками пешком, в трудных зимних условиях, направился к устью р. Анадыря. За время перехода из двадцати пяти человек уцелело лишь двенадцать. Остальные погибли на берегах Анадыря. Оставшиеся в живых (12 человек) соорудили в устье Анадыря острожек и в нем перезимовали. Перезимовав в устье Анадыря, Семён Иванович Дежнёв летом 1649 г. построил лодку и поднялся вверх по реке до первых поселений чукчей. На среднем течении реки было устроено зимовье, названное потом Анадырским острогом.

Летом 1650 г. сюда из Нижнеколымска пришел отряд казаков во главе с С. Моторой. Так была найдена сухопутная дорога между Колымой и Анадырем, по которой потом казаки стали ходить «за мягкой рухлядью» на Камчатку.

В Анадырском остроге (первое русское поселение на Северо-Востоке) Дежнёв оставался одиннадцать лет. Собирал ясак, совершил попытку пройти за Олюторскую губу. В составленных челобитных описывал плавание на р. Анадырь, природу края и рассказал об эскимосах, проживающих на берегах Чукотского полуострова и на соседних островах.

Осенью 1650 г. Дежнёв предпринял неудачную попытку добраться до реки Пенжины (Камчатский край) и вернулся обратно. Через полтора года, в 1652г., С. И. Дежнев спустился вниз по реке и в устье Анадыря открыл «корчу» – отмель, на которой собирались стада моржей и здесь теряли свою ценную кость – «рыбий зуб». Этой корчой он очень дорожил и о ней много говорил в своих докладных записках. Добыча моржовой кости являлась солидным источником средств, чего нельзя было сказать о пушнине.

Ясака и разных ценных предметов за это время накопилось много. Необходимо было подумать об отправке «государевой казны» в Нижнеколымск. Предпринять обратный путь С. И. Дежнёв морем не мог – не было кочей, запасов продовольствия и достаточного количества людей. В связи с этим он решил воспользоваться сухим путем между Анадырем и Колымой, по которому прибыли на Анадырь Семён Мотора, Юрий Селивестров и другие.

В 1662 г. он прибыл в Якутск, откуда был послан в Москву с «государевой казной». В столице С. И. Дежнёв был в 1664-1665гг. Здесь ему пришлось подавать царю записки о своих путешествиях, в том числе и челобитную о выдаче жалованья, которого Дежнёв не получал 19 лет. Просьба о выдаче жалованья была удовлетворена. Кроме того, С. И. Дежнёв получил награды и был назначен якутским атаманом. По возвращении в Якутск Дежнёв служил там около пяти лет. В начале 1672 г. он опять прибыл с «государевой казною» (соболями) в Москву. Долгие годы тяжелых испытаний холодом и голодом, нелегкие походы зимой и летом, а также многочисленные ранения подорвали здоровье Семена Ивановича. В столице он тяжело заболел, ослаб и обратно в Якутию вернуться не смог и в начале 1673 г. скончался – об этом сказано в «окладной книге» жалованья служилых Якутска. На момент смерти Дежнёву было около 70 лет, около пятидесяти из них он провел в плаваниях и походах. Где покоится тело атамана, неизвестно. В 17 веке в Москве не принято было делать огромные общие кладбища – усопших хоронили рядом с приходскими церквями, а храмов в столице было очень много.

За время службы Семен Иванович имел 13 ранений, включая 3 тяжелых. Судя по сохранившимся источникам, его отличали надёжность, честность, миролюбие и желание решать спорные дела без кровопролития.

Главная заслуга С. И. Дежнёва перед географической наукой заключается в том, что он открыл морской проход из Ледовитого океана в Тихий и дал первое описание этого пути, обратив внимание на восточный мыс Азии. Это путешествие Дежнёв совершил вместе со своим другом Никитой Семёновым и вместе с ним составлял «отписку» (записку). В отписке 1655 г. С. И. Дежнёв упоминает про «той реки Анандыре чертёж с Онюя реки и за Камень на вершину Анандыру и которые реки впали большие и малые и до моря и до той корчи, где вылягает зверь». Таким образом, С. И. Дежнёв, как и большинство наших землепроходцев, составлял карту («чертёж») своих путешествий. Правда, тогдашние карты были очень грубые, упрощённые, без градусной сетки. Расстояния наносились приблизительно. С указанием, сколько дней пути от одного пункта до другого. Но и эти карты имели большое практическое и научное значение.

Семён Иванович Дежнёв открыл устье и реку Анадырь. За тридцать с лишним лет, испытывая всевозможные лишения, он пересек в разных направлениях огромную территорию, в три раза большую площади современной Франции. Во время своих поездок Дежнёв преследовал практические цели – искал «рыбий зуб», соболиные меха и наиболее удобные пути к местам, где водились эти богатства в изобилии. Но практические устремления, поиски богатств и удобных путей к ним всегда были причиной важных географических открытий.

Простые и правдивые рассказы С. И. Дежнёва о виданном им поражают богатством мысли, точностью изложения, обнаруживают его замечательную наблюдательность. Всё это ставит Семёна Ивановича Дежнёва в первые ряды путешественников и исследователей своего века.

Таким образом, открытие С. И. Дежнёва скоро стали достоянием науки и приобрели важное практическое значение. Так, знаменитый мореплаватель Беринг, направляясь в свою первую экспедицию для исследований восточных морей России, в 1725 г. писал: «Ежели б определено было итти с устья Колымы до Анадыря, где пройти всемерно возможно, о чём новые Азийские карты свидетельствуют, и жители сказывают, что промежь сего сим путём хаживали, то могло б быть исполнено желаемое (т.е. разрешение вопроса о том, соединяются ли Азия с Америкой.) с меньшим коштом (т.е. скорее и дешевле, чем через Охотск и Камчатку)…».

В 1736 г. сотрудники второй экспедиции Беринга в якутском архиве нашли документ о плавании русских с Колымы к устью Анадыря – доклад С. И. Дежнёва. Долгое время в столице о путешествии не знали, так как якутский воевода не отослал отчет Дежнёва в Москву. На основании этого документа через 6 лет в издании Академии наук «Примечания к Санктпетербургским ведомостям» появилась статья «Известия о северном походе россиян из устий рек, впадающих в Ледяное море». Статья была напечатана одновременно на русском и немецком языках. Историк Н.Н. Оглоблин в 1890 г. разыскал в Москве в архиве бывшего Сибирского приказа подробные материалы о плавании С. И. Дежнева, в которых содержатся также биографические сведения о знаменитом путешественнике. Эти документы вносят полную ясность в вопрос о маршрутах Семёна Ивановича Дежнёва. Он хорошо ознакомился с азиатским берегом пролива и двумя островами Диомида. Американского берега он не видел. Восемьдесят лет спустя в южной части пролива, близ берегов Азии, плавал Беринг. Он также не видел берегов Америки во время этого плавания, он одолел только его южную часть. Дежнёв же прошел пролив с севера на юг по всей длине, фактически став его первооткрывателем.

В 1778 г., т.е. через 130 лет после Семёна Ивановича Дежнёва и через 50 лет после плавания Беринга, северную часть Тихого океана посетил английский мореплаватель Кук. Он ничего не слышал о плавании Семёна Ивановича Дежнёва, но хорошо знал, что Беринг подтвердил существование пролива между Азией и Америкой. Поэтому Кук предложил дать проливу имя Беринга. Это название привилось.

В 1898 г. исполнилось 250 лет со времени знаменитого плавания С. И. Дежнёва из Ледовитого океана в Тихий. По предложению Русского географического общества в июне 1898 г. было постановлено: «Мыс Восточный именовать впредь мысом Дежнева». С тех пор на всех географических картах мира этот мыс обозначается именем человека, впервые открывшего и описавшего его, на котором в 1910 г. моряками военного транспорта «Шилка» был поставлен памятник. Есть на м. Дежнева и памятник-маяк, установленный в 1956 г. Его имя носит ледник на острове Октябрьской Революции архипелага Северная Земля. В сентябре 2005 г. в Якутске был открыт памятник Семёну Дежнёву, его жене-якутке Абакаяде Сючю и их любимому сыну Любиму. В центре Великого Устюга в 1971 г. Дежнёву установлен памятник.

В 1971 г. был спущен на воду ледокол «Семён Дежнёв». В 2001 г. Банком России, в серии памятных монет «Освоение и исследовании Сибири», выпущена монета «Экспедиция Ф. Попова и С. Дежнёва» номиналом 100 рублей. В 2009 г. была выпущена почтовая марка России с изображением Дежнева. В 300-летний юбилей открытия пролива между Азией и Америкой была учреждена премия им. С. И. Дежнёва, присуждаемая за лучшие исследования по географии Северо-Восточной Азии. Среди лауреатов В. Н. Виноградов – сотрудник Института вулканологии. В его честь названы улицы в городах: в Москве (проезд Дежнёва (Северо-Восточный округ), назван в 1964 году, в Хабаровске, в Краснодаре, в Якутске, в Петропавловске-Камчатском.

Семён Иванович Дежнёв обогатил науку важнейшими географическими открытиями. Он положил начало освоению Северного морского пути.

Материал собрала Синицкая Н. Н. – научный сотрудник музея