logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Что бы помнили…

В списках теперь значится

Ворошилов Пантелей Николаевич – первый офицер из соболевчан, геройски погибший в боях за освобождение Ленинграда, родился 1 января 1917 года в селе Мономахово – так называлось Соболево.

Был жизнерадостным, энергичным, трудолюбивым. Трудовая деятельность началась после окончания начальной школы.

На все руки мастер был комсомолец Ворошилов: и хорошим мотористом на катере, и рисовать умел (какой портрет Ленина карандашом нарисовал), и на многих инструментах играл: на гитаре, мандолине, скрипке, гармони.

В семейных архивах родных сохранились фотографии той поры. Вот драгоценный снимок – агитбригада. Их десять – со звездами на самодельных буденовках. Пантелей – с гитарой в руках (кстати, и гитарой, судя по снимкам военных лет, он не расставался и на фронте). Среди «синеблузников» (так называли членов агитбригады из-за синей формы, которую они носили) он был заводилой. Комсомольцы – синеблузники агитировали местное население вступать в колхоз, высмеивали лентяев и пьяниц. Они ездили по всему району, бывали на всех неводах. Не только песни и танцы возили с собой синеблузники, но и страстное слово агитаторов и радость новой жизни. Они излучали столько уверенности и с силы, что при виде комсомольцев начали светиться глаза самых хмурых.

Семнадцатилетним вступил в первый на побережье колхоз «Пионер Запада». А когда на 21-ом году жизни его избрали председателем этого колхоза, то, конечно, при содействии его жены Екатерины Сысоевой – учительницы начальных классов – он стал настойчиво одолевать программу за 5-6-7- классы. Весной 1939 года сдал экзамены за 7-ой класс, а в 1940 году – за 8-ой класс. Жажда повысить знания и в дальнейшем не оставляла Пантелея. А силы и воли ему было не занимать. Избрали колхозники его председателем потому, что сам горел и других зажигал, умел крепко сработать любое дело: на заготовке дров, сплаве леса, разгрузке судов, на путине и на охоте, лихо управлял он собачьей нартой.

«Когда Пантюшу выбрали председателем нашего колхоза «Пионер Запада», мы боялись с теткой Матреной (мать Пантелея – Матрена Васильевна), что его слушать не будут – больно молодой», оживляется Елизавета Николаевна Спешнева – а зря боялись. Умел Пантелей со всеми ладить. На работу всегда приходил весёлый. О делах сразу не говорил, спрашивал, что дома, о детках. Рассказывал последние новости (радиоузла у нас в ту пору не было и газеты приходили редко). Потом только заводил неспешный, деловой разговор о работе. Молодой-то молодой, а все его слушали. «Это же все для себя делаем», – говорил. Учил быть хозяевами».

Степан Иванович Будько, приехавший в Соболево в 1937 году и на многие годы связавший свою судьбу с Камчаткой, вспоминает: «Пантелей был толковый. Никогда не имел он зла на людей. Вот только поругает и тут же улыбается. А улыбка у него была светлая».

В ту весну, когда возглавлял Ворошилов колхоз, тогда немало нового осуществили. Мужики вручную тогда раскорчевали лес под картофельное поле – старое выдохлось. Свежая жирная земля дала хороший урожай. За тот год отстроили колхозники новую конюшню и телятник, куда перевели скот из неблагоустроенных сараев. Степан Иванович работал заведующим фермой. Как он помнит, тогда было 150 дойных коров. Одновременно с производственным велось и активное жилое строительство. Стоимость трудодня от 18 рублей (по денежным знакам тех лет) выросла до 20, а в 1939 году до 22 рублей.

Из воспоминаний людей, хорошо знавших Пантелея Ворошилова, штрих за штрихом складывается образ человека кипучей натуры, наделенного умением и тактом работать с людьми. «За советом и помощью он всегда обращался к пожилым колхозникам, прислушивался к их голосу, – замечает Андрей Михайлович Бенкис. – Во время посевной, уборочной, рунного хода лосося он выезжал на поля, в бригады, где сам помогал колхозникам в работе. А ведь добираться можно было не как сейчас, а на батах и пешком летом, да на собачках зимой. Посмотрит: где похвалит, где пожурит, поинтересуется нуждами, беседу проведет. Умел поговорить с людьми, увлечь нас – ему судьбой был отпущен талант руководителя».

Вот так и жил комсомолец Ворошилов, уважаемый председатель Пантелей Николаевич. По переднему краю проходила эта жизнь.

Летом 1939 года международная обстановка была напряженной. Планам молодой семьи съездить в отпуск и вернуться в Соболево не суждено было сбыться.

Пришла та пора, когда соболевских парней один за другим стали провожать в дальнюю дорогу – до Петропавловска. Оттуда они уезжали на фронт. Приходили потом солдатские треугольники, но не от каждого… Каждая строка в них наполнена высоким гражданским содержанием. В них дыхание прошедшей войны, не остывшее и через десятилетие.

Трепетно ожидали фронтовых писем и в семье Ворошиловых. Одно из них начиналось так: «…в бой вступили 17 ноября 1941 года под Сталиногорском, и по настоящее время бьем гадов в Тульской, Смоленских областях. Они – варвары! Сколько сожженных деревень! Когда посмотришь на людей, которые ходят возле сгоревших домов, и так жалко, что даже слов нет описать. Ну, ничего, за все это, что наделали, поплатятся собственной кровью.

Не останется ни одного гада на нашей земле.

Теперь опишу, как я встретил Новый год и день своего рождения. Это было 31 декабря 1941 г. В 12 часов мы пошли по заданию, входим в одну горевшую деревню, кругом тихо-тихо, и вдруг выстрелы с автоматов по нам, мы залегли. Пули визжат над нами. Это немцы хотели нас окружить.

Здесь мы, конечно, сосредоточились и начали жарить но ним, разбили в прах и освободили село. Немцев же погнали дальше. И таких случаев очень много. Я уже привык ко всем взрывам и прочим вещам.

Мамаша, передай предколхозу Сырикову или Виктору Бенкис: пусть своим колхозам весной рыбу сверх всякого плана – пусть дадут Фронтовой Центнер. Наверное, колхоз стал неузнаваемым – богат. Я очень соскучился, вот закончится война – приеду и опять буду работать, больно понравилось.

Мама, передай привет всем – всем знакомым и пусть примут мой наказ: «Работать честно и здорово, не считаясь ни с чем, чтобы колхоз был передовым». Этим вы поможете фронту, а я постараюсь здесь, на фронте, сделать урожай из немцев. Закончить жизнь любого гада, чтобы не видать ему Берлина. Короче говоря, давайте соревноваться, так и передай». (9 февраля 1942 года.)

«…А теперь нахожусь в Калининской области, так же успешно гоним гадов на запад, уже освободили много сел…» (11 августа 1942 года.)

«…4 августа 42-го года мы пошли в наступление, фриц дрогнул, побежал, за день освободили 26 деревень…» (21 октября 1942 года.)

«Вот уже 23 месяца беспрерывно на фронте, кроме 2-х месяцев, когда был в госпитале, а то все в грохоте и шуме. Ну, не в похвалу сообщу, что 20 сентября 1943 года получил правительственную награду – медаль «За оборону Ленинграда». Теперь имею пока две, первая «За отвагу». Думаю, целиком оправдаю эти награды. Одним словом, память об Отечественной войне будет велика, тем более, я участник по обороне исторического города…» (2 октября 1943 г.)

Радио тогда не было, и газетные сводки Совинформбюро да такие вот фронтовые письма тонкими, но прочными нитями связывали далекий тыл с фронтом. Письма читали – перечитывали, болели той солдатской болью и гневались солдатским гневом.

На фронте Пантелей Ворошилов прошел школу боевого офицера и стал старшим лейтенантом. Участник Отечественной войны с 15.11.1941г. Работая в должности Помощника Начальника 4-го Отделения штаба приложил максимум усилий и проявил свою способность в наведении точного учета личного состава в частях дивизии. Своевременно контролируя и оказывая помощь по учету личного состава полков систематически ходил в подразделения в боевое время, лично уточняя потери на передовой линии.

В период боев с 16 по 31 января с/года по прорыву вражеской блокады города Ленинграда, когда Начальник Отделения, часть работников учета и писарского состава частей были выведены из строя, что ставило под угрозу срыва своевременного представления отчетности в Армию, тов. ВОРОШИЛОВ не считаясь с опасностью для жизни пошел непосредственно в части находившиеся в бою и уточнил наличие личного состава и потерь на передовой линии, чем обеспечил своевременное и точное представление отчетности.

За проявление усилия по наведению точного учета и своевременное представление всей отчетности в период напряженных боев достоин Правительственной награды.

Он мог бы много еще потрудиться на благо колхоза, во славу Родины. Еще спешили домой военными дорогами фронтовые треугольники со словами, проникнутыми молодым оптимизмом, верой в жизнь, в победу, когда в родительский дом пришло извещение-похоронка, сообщавшая о том, что «старший лейтенант Ворошилов П.Н. в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, умер от ран 22.07.1944 г., похоронен восточнее д.Трошево 1 км, Псковский район, Ленинградская область».

«Мы долго искали место его захоронения, – вспоминает Виктор Радьков, внук бойца. Уже живя в Пскове, мы побывали в Торошино, на месте захоронения деда. Увиденное не обрадовало: обелиск в плачевном состоянии, но самое обидное то, что мы не обнаружили имени деда на плитах с перечнем тех, кто там захоронен». Родственники Павла Николаевича Ворошилова, Радьковы Виктор Леонидович и Раиса Николаевна, жители Пскова, стали добиваться справедливости: чтобы фамилия ст. лейтенанта Ворошилова Павла Николаевича была включена в дополнительный список погибших (умерших от ран) и захороненных на воинском захоронении д. Торошино, Торошинской волости, Псковского района, Псковской области.

«- И вот 5 августа 2017 года нас пригласили в Торошино, где установили на захоронении обелиск, на котором высечены имена 24 героев, – поделилась Раиса Радькова, родственница погибшего. Событие приурочили ко Дню поселка. Это было настолько душевно, настолько там живут хорошие и искренние люди, я благодарна до слез и учителям, которые выступили во время небольшого митинга, и главе волости Алевтине Пылевой, и администрации Псковской области, что все же изыскали средства и, конечно газете «Аргументы и Факты-Псков» за чуткость и неравнодушие. Это действительно надо не мертвым, это надо живым» («Аргументы и Факты Псков» №22, 2017).

Фамилия Ворошилова Пантелея Николаевича так же навечно вписана на обелиске соболевчанам, павшим на фронтах в годы Великой Отечественной войны.

Победа – эта святая минута. Это счастье, завоеванное большой ценой, наступило 9 мая 1945 года. Оно досталось не ему – его сыну, внукам, нам…

Материал собрала научный сотрудник музея Синицкая Н.