logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Головные уборы

До начала 18 века ительмены носили особые головные уборы. Об этом сообщал Г. В. Стеллер: «Прежде мужчины носили всевозможного рода шапки из птичьих перьев и разного меха… Зимою они обвязывали голову ремнем с привещенными к нему лоскутами различного меха. Последние служили для прикрытия глаз и ушей, а также затылка, тогда как темя головы оставалось непокрытым». Самобытные ительменские головные уборы, бытовавшие до прихода русских, вскоре исчезли.

В 19-начале 20 вв. мужчины зимой надевали капор (детский, а также женский головной убор, с завязываемыми под подбородком лентами), называемый русскими малахаем. Его шили двойным: внешнюю сторону – из тонких летних оленьих камусов, а внутреннюю – из выпоротков (шкурка олененка). Спереди к капору пришивали широкую двойную опушку. Для ее наружной стороны использовали выпоротки, а внутреннюю шили из шкур с длинным ворсом. Преимущественно это был собачий мех, изредка волчий, иногда росомашний. Сзади, у шеи, также пришивали неширокую обшивку из собачьего меха. К капору приделывали ременную петлю, при помощи которой он держался на голове. Во время сильных морозов или плохой погоды петлю перекрещивали под подбородком и закидывали на темя, в хорошую погоду ее перекрещивали на затылке и надевали на капор.

Затылочную часть малахая украшали подвесками из белой или красной кожи или нанизанными на нитку крупными бусинами, а на темя иногда пришивали разноцветный бисер.

В настоящее время большинство мужчин носят шапки-ушанки фабричного производства. Малахаи сохранились главным образом у охотников или у стариков.

Для ительменских женщин главным украшением головы служил ее волос. В древности считалось, чем длинней волос у женщины, тем она богаче. Для своей неотразимости ительменки использовали парики, пвлетая в него шишки.

Волосы ительменки заплетали во множество мелких косичек и связывали узлом на темени в одну основную косу. Повязывали ремень, женщины которые были любимы своими мужьями на виски и затылок навешивали лоскуты шкуры белой росомахи (за небольшой лоскут такой шкуры ительмен отдавал шкуру целого морского бобра (калана).

Женщины до прихода русских не имели головных уборов, зимой надевали капюшон от верхней меховой одежды. Но с 18 века, как отмечал С. П. Крашенинников, «все отменилось, ибо как женщины, так и девки по – российски убираются… Носят кокошники, чепцы». Сведений о 19 веке нет. Наиболее распространенным головным убором у женщин в 20 веке является платок. Зимой поверх обычного платка голову покрывают еще теплым.

В первой половине 20 века ительменки иногда шили меховые двойные капоры из выпоротков. К нему пришивали свисающие полосы меха, длиной 30-50 см, которые прикрывали уши. Сзади основу обшивали сдвоенной полоской меха, а спереди приделывали козырек. Такие меховые капоры носили дети, изредка – женщины.

В настоящее время старшее и среднее поколение ительменок покрывают голову платками, молодежь ходит в современных головных уборах – шапочках, шляпах и т.д.

Летним головным убором для мужчин в начале 18 века служили деревянные шляпы или головные уборы из стержней перьев, имевшие форму абажуров. От русских ительмены переняли летний мужской головной убор – кепи, фуражки. В начале 20 века для мужчин иногда шили капоры из тканей или ровдуги, по покрою подобные малахаю. Сзади пришивали широкую полосу материи, прикрывающую всю шею. Она служила защитой от комаров и мошек.

Материал собрала научный сотрудник музея Синицкая Н. Н.

 

Литература:

  1. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. – М.: Эксмо, 2010. – с.312
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1973. – с.245
  3. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. Этнографические очерки. – М.: Наука, 1976. – с.100-110