logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Солдатская пилотка

Советская пилотка как символ прошлого, и связь с нашими предками

Советская пилотка, что же это такое и откуда она появилась? Во-первых, это головной убор в виде сплюснутой с боков легкой летней шапочки. До недавнего времени пилотка была элементом военной форменной одежды в Вооруженных Силах СССР, а советские пионеры использовали пилотку, как головной убор к пионерской униформе.

История пилотки. По версии историков прообразом всем известного легкого головного убора был кельтский берет, с которого на пилотку перекочевали кант и помпон. Форму с верхним изломом она – по одному из исторических сценариев – приобрела от того, что моряки завязывали шапочку вокруг головы с помощью каната, чтобы не унес ветер. А по другому варианту причиной видоизменения стала обыкновенная лень: берет носили сложенным вдвое в кармане или под погоном, да так и надевали, не разглаживая. Возможно, именно так в истории военной эпикировки появился головной убор с контурами перевернутой вверх дном лодки

В Русской императорской армии пилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась  «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надевать после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила).

В РККА официально введена 16 января 1919 года как головной убор курсантов военных курсов. И лишь спустя 16 лет, в 1935 году, она окончательно вошла в армейский обиход и были введены два вида пилоток. Кроме того, вводимая изначально, как форма одежды рядового состава, она нашла применение как полевая замена офицерской фуражке. Офицерские пилотки РККА шились из ткани цвета хаки (а также синего и серого), украшались цветными кантами цвета соответствующего роду войск и двумя звездами – большой суконной и маленькой красноармейской. Рядовой состав носил пилотки без кантов, но со звездочкой.

Советская военная форма много раз видоизменялась. Удивительно, но реформы практически не коснулись пилоток. В 1938 году легендарные буденовки были окончательно упразднены, и советская армия полностью перешла на пилотки с кокардой – звездой. Пилотка была выполнена из прочного материала, который легко стирать и сложно испачкать – он устойчив к дождю и влаге. При этом, прочная ткань, из которой выполнена пилотка, не протирается со временем.

В годы Великой Отечественной войны, когда хоронили убитых солдат, то на могильный холмик по традиции обязательно клали его пилотку. Пилотка стала не просто головным убором, а символом мужества, героизма, отваги и чести советских солдат.

В Вооруженных Силах России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии, авиации и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотке слева спереди крепят геральдический знак.

Литература:

Интернет – ресурс