logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Зимний вид транспорта – нарты для собачьей упряжки

Камчадальские сани для собачьей упряжки под названием «нарты» являются гениально построенным транспортным средством. Это типичные сани для использования в лесу. Камчадальские сани длинные и узкие, и очень низкие, предназначенные для того, чтобы змеиться вперед по непроходимым путям через лес. На двух длинных полозьях с каждой стороны нарт закреплено по четыре вертикальных стойки, на которых держится дно нарты и окружающий короб. Нарта имела две дуги. Горизонтальная арка, баран, устанавливалась к полозьям спереди и крепилась ремнями к передним копыльям (стойкам). Горизонтальная дуга предназначена для того, чтобы отодвигать в сторону кусты и другие предметы. Вторая арка, соединяющая первую пару стоек (копылья) над нартами, просто являлась держащей конструкцией этих саней и служила для управления нартой. При помощи вязок-палок соединялись противостоящие копылья, к головкам которых они прикреплялись ремнями. На них настилали доски, а на концы копыльев укреплялся нащеп, окаймляющий нарту и перевязанный ременной сеткой.

Основные части упряжки: алык (собачья лямка), потяг (продольный центральный ремень), постромка (ремень, соединяющий лямку с центральным ремнем упряжки – потягом или нартой). Упряжка была продольной, цугои. К длинному потягу попарно пристегивались при помощи кляпов, алыки (собачья лямка), в которые впрягались от восьми до двенадцати собак.

Садились на нарту справа, управляли при помощи остола и вертикальной дуги. Остол представлял собой палку с металлическим наконечником, к верхнему его концу прикрепляли ремень и побрякушки.

Для более быстрой езды ранней весной, когда начинал таять снег и нарты совсем не хотели скользить по такому снегу, в это время года все каюры собачьих упряжек крепили под полозья сталь или китовую кость, т.е. привинчивали под деревянные полозья две тонкие полоски из упомянутого материала. Сталь (железо) или китовая кость при этом конкурируют между собой по своим качествам. Сталь скользит лучше по снегу, а китовая кость лучше идет по бесснежной поверхности, по какой часто приходится проезжать весной.

Зимой полозья смачивали водой специально для этого предназначенным куском оленьей шкуры, и они покрывались тонким слоем льда, что улучшало скольжение. В пути это делали несколько раз, снимая каждый раз остатки старого льда тупым ножом.

Самым курьезным в этих санях являлось то, что не имели ни одного гвоздя или болта. Вместо этого все составные части связаны ремнями из сыромятной нерпичьей шкуры.

Собачья упряжка служила зимним видом транспорта. Изготовление нарт, как традиционное мужское ремесло, сохранилось у ительменов до настоящего времени.

 

Литература:

  1. Бергман Стен. По дикой Камчатке. – Петропавловск-Камчатский: Книжное изд. Камчатский печатный двор, 2000. – с.30-31
  2. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. – М.: Наука, 1976. – 77-82
  3. Традиционные знания ительменов западного побережья Камчатки /В. Н. Шарахматова. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – с.8