logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Чтобы была жизнь

(Охрана природы в сказках коренных народов Севера)

Народ Севера неотделим от природы, так как вся его жизнь зависит от   суровых климатических условий. Поэтому отношение к природе всегда было мудрым и бережным.

Раньше дети оленеводов с малых лет приобщались к нелёгкому труду родителей. Кочевали вместе с ними. Мальчики приучались к трудностям оленеводческого быта. Девочки умели шить из оленьего меха национальную одежду, разделывать мясо. Те дети, которые с юной поры помогали родителям, отличались трудолюбием, выносливостью, бережным отношением к природе. Мифы, предания, традиции, обычаи, сказки усваивались детьми и служили духовной основой в течение всей сознательной жизни. Они учили не лениться, охранять окружающую среду, а также и многим премудростям, которые необходимы в нелёгкой взрослой жизни.

Сказка «Обиженные шишки», рассказанная предками родителям, а они своим детям. «Раньше шишки умели разговаривать. Когда шишки, на кедраче находящиеся видят вдали человека, они начинают радоваться, потому что они хотят, чтобы их собрали. Радуются большие и маленькие шишки. Постоянно сборщики орехов выбирают шишки покрупнее, потому что они с крупными орехами, а маленькие шишки минуют, не собирают. Досадуя, маленькие шишки только успевают сказать: «Даже…» Они, обижаясь, хотели сказать: «Даже нас не собрали!» Но, к сожалению, они не договорили, поэтому съежились, загнулись, искривились. Поэтому нам говорят: «Все подряд собирайте кедровые шишки, потому что они будут досадовать (обижаться). Искривлённые кедровые шишки называют обиженными шишками».

Родители учили детей:

– «нельзя ковырять землю ножом, железным предметом – ей тоже больно»;

– «нельзя в огонь бросать шелуху от шишек – это является неуважением к огню, засорением»;

– уходя домой после чаёвки, говорили: «усыпи костёр, пусть отдыхает». Они никогда не говорили «потуши»;

–  ничего лишнего из природы не брать, ведь  звери тоже имеют семьи, тоже хотят жить.

«Сынок, не надо живущих беспорядочно убивать, ведь не голодаешь ты. Не убивай зазря. Твои дети вырастут – что увидят? Только и останется тебе рассказывать им, что рос ты на богатой земле…» (Аркадий Нинави. На доброй земле).

В наше время все цивилизованные люди знают, что для комфортной жизни в гармонии с Природой необходимо любить и оберегать уникальную флору и фауну, которые нас окружают.

Ительмены учили детей с детства беречь природу. Лишнего у леса не брать, собирать только то, что необходимо для жизни.

«Саранка-девочка». Сказка Т. П. Лукашкиной. «То, о чем я хочу рассказать, было летом. В солнечный теплый день дети гурьбой с кругами ходили по горе. Круг – это на самом деле полукруг с ручкой и железным наконечником для выкапывания растений. Каждый из них набрал много саранок. Уже хотели возвращаться домой. Вдруг Митрий увидел вдалеке одинокий цветок оранжевого цвета. Обрадовался и кинулся к нему.

«Таких саранок, – подумал он, – встречается мало – крупные, сладкие». Потрогал оранжевый лепесток – красота какая! Из-за нее вроде вокруг все стало еще прекраснее. Нагнулся Митрий и уже хотел вонзить острый круг в землю подле саранки.

И вдруг… Саранка человеческим голосом заговорила. Митрий испугался, отпрянул и сел на землю. Он в жизни не слыхал, чтобы разговаривали саранки! Может быть, показалось? Решил еще покопать. И снова услыхал голос саранки:

– Зачем ты казнить меня собираешься, человек? Я жить хочу. Лучше выкопай меня с корнем и посади на свое окошко. Это принесет радость: ни у кого не будет такого чуда! А если я пить захочу, ты меня чистой водой полей…

Согласился Митрий. Выкопал он ее с корешком и дома в ящик посадил, на окно поставил. И вот лег спать Митрий, а уснуть не может. Думает он о своей саранке. Глядит на окно, куда ее поставил. И вдруг видит, как зашевелились яркие лепесточки, а оттуда вышла маленькая девочка. Спрыгнула на подоконник, оттуда на стол, потом на пол и к Митрию приближается. А у него от страха язык не шевелится, во рту пересохло, сказать ничего не  может. А она просит Митрия:

– Пойдем на улицу. Душно мне здесь…

А около дома в эту ночь петушки (ирисы) расцвели, незабудки, ромашки.   – Смотри, как красиво, – говорит Саранка. А Митрий только головой кивает в знак согласия. <…>

И прыгнули они через окно снова в дом. «Спи спокойно, – пожелала девочка. – А утром не забудь меня полить». И спряталась в цветок. <…>

Пришла осень. Как-то раз снова ожила ночью Саранка и просит Митрия отнести ее на место, где росла. Там тепло, светло и много воздуха.

Так Митрий и сделал. Только мать не могла понять, куда девался цветок и что происходит с ее сыном той ночью.

А Митрий понял с тех пор, что все в лесу живое и каждое растение жить хочет. И зря никогда не срывал цветов, не ломал деревьев. Знал, что они растут на радость человеку».

Надо начинать осознавать: как же приятно жить в гармонии с Природой и как необходимо относится к ней с уважением. Ведь то, что она нам дарит, мы никогда не сможем создать сами.

Материал собрала научный сотрудник музея Синицкая Н. Н.