logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Обувь ительменов

Неотъемлемой частью одежды ительменов являлась обувь. Зимнюю повседневную обувь, торбаса, шили из обработанных камусов. С. П. Крашенинников: «Наиболее употребляют на зимнюю обувь оленьи камасы, которые носят вверх шерстью, подошва у них бывает из лахташной кожи».

При пошиве этого вида обуви в большинстве случаев использовался зимний камус с более длинной шерстью. У ительменов существовал определенный порядок пошива камусной обуви. Сначала раскраивались все ее части, сшивались три камуса (передний и два боковых) голенища, носок и обе союзки (камусные ободки, которые пришивались внизу к боковым и передним частям обуви). Затем низ сшитых частей для смягчения смазывали сырой лососевой икрой. Если икра использовалась сушеной, то ее размачивали в воде, но чаще всего разжевывали. Смазанную часть мяли и растягивали руками, а потом пришивали задний камус. Для растяжки готовое голенище на сутки надевали на специальную доску, шириной 20-22 см, дополнительно вбивая в него деревянные клинья. Затем к растянутому голенищу пришивались подошва, кайма и завязки. Кайма из ровдуги или ткани пришивалась вверху к голенищу. В нее вдевалась завязка, с помощью которой голенище затягивалось и плотно прилегало к ноге. Два ремешка из ровдуги шириной 2-2,5 см пришивали внизу, к заднику, на высоте 5-7 см от подошвы. Ими обхватывалась нога у подъема. Подошва выкраивалась из тюленьих шкур, реже – из медвежьей и из шкур домашних животных. При помощи завязок обувь держалась на ноге. Между подошвой и меховой частью обуви вшивался сдвоенный ремешок. Подошва у носка и пятки немного присборивалась.

Короткие меховые торбаса иногда шили из выделанной тюленьей шкуры шерстью наружу. Торбаса снабжались завязками.

Раньше мужская повседневная меховая обувь отличалась от женской длиной голенища. «Мужская обувь от женской вообще разнствует тем, – указывал С. П. Крашенинников, – что у мужской голенищи коротки, а у женской по колено долги». В XX столетии этих различий уже не наблюдалось, длина ее для обоего пола одинакова – до колен.

До недавнего времени ительмены носили повседневную весенне-осеннюю обувь. Это торбаса, голенище которых изготовлялись из меха.Материалом для них обычно служили камусы или тюленьи шкуры. Головку торбасов, высотой до щиколоток, делали из выделанной оленьей кожи. Внизу и вверху приделывали завязки из ровдуги или хорошо обработанной тюленьей кожи. Носили ее все, независимо от пола и возраста.

В любую обувь обязательно вкладывали стельку из сухой травы. Предпочтение отдавалось мягкой мелкой траве, растущей на кочках. Возможно, это та самая трава, которая С. П. Крашенинниковым именуется тоншичем. Ительмены очень искусно оборачивали ею ноги. Она хорошо сохраняла тепло.

В XVIII в. бытовали чулки из собачьих шкур, а позднее – из оленьих. Меховые чулки носят с зимней обувью. Шьют их из выделанной, иногда окрашенной оленьей шкуры. Чулки всегда шьют мехом внутрь. Верх голенища обшивают каймой из ткани или же полоской выделанной кожи оленя.

В качестве промысловой обуви ительмены использовали как зимние, так и летние повседневные виды обуви. Но были у них и специальные торбаса.

Материалом для зимней промысловой обуви в XVIII в. служила высушенная рыбья кожа. «Зимнюю обувь, в которой ходят на промыслы, шьют из сушеной рыбьей кожи, а особливо чавычьей, кайковой (кетовой) и няркиной, – писал С. П. Крашенинников, – но она хороша токмо в морозы, а в мокрую погоду тотчас распалзывается». Позднее рыбья кожа быстро вышла из-за своей непрочности.

Охотники, промышлявшие зверя на льду, носили меховую обувь с подошвой из медвежьих камусов, которая не скользили.

Для охоты, а также для многодневных зимних переходов обували длинные меховые торбаса. Носили их только мужчины. Торбаса представляют надставленную наголенниками короткую меховую обувь. Основа наголенника состоит из четырех камусов, три из них – передний и два боковых – камусы с передних ног оленя. Вверху, между этими частями вшивались камусные клинья, как правило, другого цвета. Наголенники больше всего и украшалась. Тогда они служили самостоятельно. Тогда к нижней их части пришивалась сдвоенная кайма с вдетой вздежкой, затягивающейся под коленом.

Летней промысловой обувью являлись длинные торбаса для рыбной ловли, называемые броднями. На голенище, размером во всю длину ноги, и головку использовали оленьи шкуры с очень коротко срезанной ножом или же снятой скребком шерстью. Очищенную кожу для непромокаемости коптили над костром, периодически смазывая поверхность жиром. Часто голенища бродней шили составными: до колена – из шкуры оленя, а выше – из тюленя, шерстью наружу. Вообще же предпочитали верх голенищ делать из хорошо выделанной мягкой кожи. Под коленом обувь подвязывалась.

Летом для ходьбы на далекие расстояния надевали торбаса с очень коротким голенищем.

Женская промысловая обувь в 18 веке шилась из рыбьей кожи. «Из кожи кеты, – писал Г. В. Стеллер, – выделывают обувь, которую летом надевают женщины при сборе ягод и раскапывании мышиных норок на торфяниках».

В настоящее время ительмены, занятые охотой на пушного зверя, имеют кухлянки, зимние меховые торбаса. Но в большинстве случаев в дальнюю дорогу зимой надевают стеганые ватные куртки и брюки фабричного производства.

Праздничная обувь ительменов имела покрой, подобный покрою повседневней обуви. Отличие состояло в обильном украшении бисерной вышивкой или меховой мозаикой.

Торбаса – и детские и взрослые – кроят на одну ногу. Правый и левый сапог формируется в процессе носки, произвольно.

Летнюю национальную обувь носят только представители старшего поколения и иногда дети дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1973. – с.197
  2. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. – М.: Эксмо, 2010. – с.309-314
  3. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. Этнографические очерки. – М: Наука, 1976. – с.101-116
  4. Традиционные знания ительменов западного побережья Камчатки. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – с. 16