logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Жилище ительменов

Зимние жилища – юрты.

Основное назначение жилища – обеспечить человеку нормальные условия обитания в различной географической среде, защитить его от неблагоприятных воздействий внешних факторов и опасностей.

Исторически ительмены проживали по берегам рек в небольших поселениях. Поселения ительменов (атынумы) стояли достаточно густо, порой рядом, буквально за поворотом реки. Обычно это небольшие открытые холмы, возвышающиеся над рекой,  на вершинах которых, как правило, сохранились ямы от былых зимних жилищ.

Позже русские назовут такие поселения острожками, хотя они не были укреплены. Препятствием для врага служили небольшие, но глубокие  (по пояс и ниже) ямы, которыми в шахматном порядке были изрыты склоны жилых холмов. Заросшие многолетней травой и сливающиеся с местностью, они были невидимы и сильно мешали продвижению нападающего неприятеля или злоумышленника. К жилищу на вершине холма вели несколько тропинок, которыми пользовались жители острожка.

У ительменов, в связи со спецификой их рыболовно-охотничьего хозяйства и климатических условий, жилища имели сезонный характер: зимние и летние.

Первые сведения о жилище ительменов были сообщены В. Атласовым, который писал: «А юрты у них зимние земляные, а летние на столбах вышиною от земли сажени по три, немощено досками и покрыто еловым корьем, а ходят в те юрты по лестницам».

Подробнее описание устройства зимнего жилища начала 18 в. дано С. П. Крашенинниковым: «…Выкапывают землю аршина на два в глубину, а в длину и в ширину, смотря по числу жителей. В яме, почти на самой середине ставят четыре столба толстые, один от другого по сажени и дале. На столбы кладут толстые перекладины, а ни них потолок накатывают, оставя почти на средине четвероугольное отверстие, которое и вместо окна, и вместо дверей и вместо трубы служит. К помянутым перекладинам прислоняют с земли бревна же, которых нижние концы на поверхности земли утверждаются и обрешетя их жердями покрывают травою, и осыпают землею, так что юрта снаружи имеет вид небольшого круглого холмика, но внутри они четырехугольные, однако почти всегда две стены бывают доле, а две короче.У одной продолговатой стены между стоячими столбами бывает обыкновенно очаг, а от него вывод, которого внешнее отверстие гораздо ниже помянутого. Делается ж сей вывод для того, чтобы входящим во оной воздухом выгоняло дым вон из юрты чрез верхнее отверстие. Боковой вход назывался жупаном. Для мужчин считалось позором пользоваться этим входом, и они проникали в жилище только через верхний лаз, используя для этого специальный столб с выдолбленными в нем насечками для ног.

Свои подземные жилища ительмены называли кузуч. У одной из стен, рядом с жупаном (чтобы иметь приток воздуха для огня), располагался открытый очаг. У стены напротив очага хранилась посуда и прочая домашняя утварь. Вдоль двух других стен сооружались нары (полки) из жердей, на которых по отдельности, но в соседстве спали ительменские семьи. Все живущие в кузуче, находились, как правило, в родстве.

Украшений в юртах никакого нет, кроме того что у некоторых стены обвешены плетеными из травы рогожками, а по их званию чирелами.

У северных камчадалов бывает в юрте по два идола, из которых один называется хантай, а другой ажушак. Хантай делается наподобие сирены, то есть с головы по груди человеком, а оттуда рыбою, и ставится обыкновенно подле огнища. Хантай ежегодно делается новой во время грехов очищения и ставится со старым вместе, по числу которых можно узнать, сколько которой юрте лет от построения. Ажушак есть столбик с обделанной верхушкой наподобие головы человеческой, ставится домашней посудою и почитается за караульщика, отгоняющего от юрты лесные духи, за что и кормят его камчадалы по всякий день, мажут ему голову и рожу вареною сараной и рыбою».

Иногда в острожках было по два или более кузуча в зависимости от количества жителей.

Некоторые интересные детали об устройстве ительменской полуземлянки сообщил и Г. В. Стеллер: «… вырытую землю раскидывают слоем в 2 фута ширины со всех сторон по краям ямы; затем нарубают много расколотых кольев или ивовых стволов длиною от пяти до шести футов и вбивают их вплотную один к другому вдоль стен ямы в землю таким образом, чтобы эти колья сверху были одинаковой высоты; между этими кольями и землею кладут сухую солому, чтобы земля не обвалилась сквозь отверстие в стенах, и хранимые в жилье товары и вещи не плесневели и не ржавели от непосредственного соприкосновения с землею, а также для того, чтобы ничто не западало и не погибало в этих щелях. После этого устраивают земляной карниз… Насупротив очага сооружают канал длиною от восьми футов до трех саженей, смотря по величине и объему юрты; тот канал продолжается и за пределами юрты, открывается при разведении огня и закрывается когда топливо выгорит. При устройстве этого дымохода туземцы не придерживаются определенного направления, следя лишь за тем, чтобы отверстие всегда смотрело в сторону реки…».

По сведениям С.П.Крашенинникова, в этот дымоход, который служил также складом для кухонной и столовой посуды, обычно ходили дети и женщины.

Полуземлянка служила общим жилищем для нескольких родственных семей и  по сведениям первых очевидцев, в ней могло размещаться до ста с лишним человек.     Полуземлянка была наиболее древним ительменским жилищем и защищала от суровой и долгой камчатской зимы.

Летние жилища – балаганы.

Кроме зимних жилищ, в момент прихода русских на Камчатку, ительмены имели и летние балаганы, мэм, в которых жили с ранней весны до поздней осени. Балаганы стояли на несколько высоких столбах и имели островерхие соломенные крыши. Поднимались на них по приставным столбам-лестницам. Как правило, каждая семья имела свой балаган, поэтому их было много. Издали они смотрелись как башни, и, видимо, поэтому казаки прозвали ительменские поселения-атынумы острожками.

Вот как описывает их устройство С. П. Крашенинников: «Сперва ставят девять столбов вышиною сажени по две и больше, в три ряда в равном расстоянии. Столбы связывают перекладинами, на перекладинах мостят пол кольем и устилают травою: поверх делают из колья ж высокий востроверхой шатер, который обрешетя прутьями или тонкими кольями ж, покрывают травою. Траву прижимают кольем, а для крепости, чтоб не сносило ветром, концы верхнего колья с концами нижнего связывают ремнями и веревками. Двери у них делаются с двух сторон, одни против других прямо. Ходят на балаганы по таким же лестницам, как и в зимние юрты».

Соединенные между собой пешеходными мостками, порой до двухсот построек, такие конструкции на сваях в разгар промыслового сезона представляли собой своеобразный жилой комплекс.

Подобные балаганы строились не только в острожках, но и на местах промыслов – летовьях, где они служили в основном как хозяйственные постройки: под ними вялили рыбу, разделывали ее в сырую погоду. В них же хранили заготовленную на зиму юколу, икру и другие продукты и «таким образом корм их хранится в целости от зверей, которые на балаганы напасть не легко могут».

Крыши летних жилищ имели коническую и двускатную форму.

Такие балаганы строились в поселениях, а больше – на рыбалках, где они служили как для жилья, так и для вяления и хранения заготовленной рыбы.

Материал собрала научный сотрудник музея Синицкая Н. Н.

 

Литература:

  1. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.
  2. Смышляев А.А. Популярная история Камчатки от древности до 1917 г. – Петропавловск-Камчатский: изд-во холдинговая компания «Новая книга», 2015. – с.5-20
  3. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. – М.: Наука, 1976. –с.50-62
  4. Традиционные знания ительменов западного побережья Камчатки (с. Ковран, Тигильский район Корякский автономный округ). – Петропавловск-Камчаткий, 2006. – с.6