logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Вещи войны. Шапка-ушанка.

Шапка-ушанка для русского человека уже давно один из самых привычных зимних головных уборов, так как она отлично спасает голову морозной зимой.

Шапка-ушанка произошла от монгольского малахая (большая шапка на меху с наушниками). Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: её широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.

Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси.

Перед Первой мировой войной головной убор, похожий на современную ушанку, впервые стал элементом военного обмундирования в русской армии. Для нижних чинов ввели папаху с опускавшимся задником. В годы гражданской войны суконная шапка с круглой тульей (колпаком), наушниками, связанными на макушке, налобником и небольшим козырьком бытовала в Белой армии адмирала А.В. Колчака. Тогда шапка-ушанка называлась шапка-«колчаковка», но она не была меховой, её шили исключительно из сукна, а также она имела козырек, также обшитый сукном. Хотя считалось, что колчаковка – облегченная шапка Нансена, известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена.

А в Красной Армии ушанка сначала появилась на флоте: черную зимнюю шапку с назатыльником и козырьком из темного меха узаконили: приказ РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года.

Десять лет спустя, 31 января 1931 года, в соответствии с приказом РВС СССР №14 похожую шапку-финку – разрешили носить начсоставу Красной Армии. Советско-финская война 1939-1940 г.г. показала его абсолютную непригодность при зимних морозах.

В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязывались на тесьму, а в поднятом заправлялись внутрь назатыльника.

В соответствии с приказом Наркома ВМФ №426 от 20 октября 1939 года суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу.

Тогда-то согласно приказу Наркомата обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 вся Красная Армия и милиция надела шапки-ушанки. Начальствующий, старший и средний начсостав получили ушанки из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, а красноармейцы – из темного сукна и искусственного меха.

Действовали правила ношения шапки-ушанки в строю и вне его: прямо, без наклона, так, чтобы нижний край находился на ширине двух пальцев над бровями, а центр звездочки или кокарды – над переносицей. Опускать наушники разрешалось вне строя при температуре ниже минус 10 градусов, а в строю – по приказанию командира, причем наушники обязательно завязывались под подбородком.

Только ленинградская промышленность к концу 1941 года дала фронту 640 тысяч шапок-ушанок. А за годы Великой Отечественной войны было заготовлено 24 млрд 125 млн шапок-ушанок.

Про одну из них оставил строчки поэт-фронтовик Давид Самойлов:

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Вернувшиеся с войны солдаты многие годы донашивали армейские ушанки.

Материал собрала научный сотрудник музея Синицкая Н.

 

   Информационные источники: Интернет-ресурсы