logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Про тетрадки, промокашки, перья и непроливашки…

Про тетрадки. В 20 веке у учеников тетрадки были простенькие, без рисунков, с обложками бледных цветов: голубые, розовые, зеленые, желтые. Те, что имели 12 листов, стоили 2 копейки, 18 – 3 копейки, 48 (с обложкой из тонкого картона), обходились в 20 копеек, а совсем толстые, в 96 листов (ими пользовались в основном студенты) – 48 копеек. На обратной стороне тетради, как правило, печатали разные полезности. Например, подробную инструкцию, как правильно сидеть за партой, чтобы позвоночник не искривлялся. Или – правила поведения в школе: «Стирайте мел с доски влажной тряпкой», «Не сорите на пол», «Содержите в чистоте книги и тетради» и т. п. Там же можно было прочесть текст Гимна Советского Союза», Правила октябрят, Торжественное обещание пионеров и разные таблицы (мер и весов, умножения, Менделеева)…

В тетрадях в клеточку не было полей. Поля нужно было самим чертить, причем обязательно красным карандашом.

Универсальная бумажка – промокашка. В комплекте с тетрадью шла промокашка – листок из мягкой гигроскопичной бумаги (наподобие салфетки). Промокательная бумага – неклеенная, малоспресованная бумага. В структуре этой бумаги много мелких капилляров, поэтому она быстро впитывает жидкость. Предназначение ее заложено в названии – промокать только что написанное, чтобы не размазать по неосторожности чернила. По одной из версий промокательная бумага была изобретена случайно. В 1835 году на одной из бумажных фабрик в Англии нерадивый рабочий забыл добавить клей в неготовую бумажную смесь. Бумага была шершавой и непригодной для письма. Раздосадованный хозяин попробовал писать на бракованной бумаги, надеясь, что она все же пойдем в дело, но чернила расплывались на поверхности и впитывались в нее.

Тут он понял, что такую бумагу можно использовать для быстрого высушивания написанного. А до этого свежеисписанный лист бумаги посыпали тонким слоем песка. Для этого в старинных письменных приборах (сейчас это антикварная вещь) существовали особые сосуды-песочницы.

У школьников промокашка выполняла огромное количество применений. Этот листок всегда был исписан, изрисован: ее использовали как черновик. На ней считали столбиком выражения, находили икс в уравнениях, а на русском языке подбирали проверочные слова. Промокашка помогала при выполнении многих заданий, ведь все исправления оставались на ней, а в тетради уже старались написать аккуратно и красиво, без ошибок и помарок.

Понятное дело, долгой «жизни» у промокашек не было, они «умирали» раньше, чем заканчивалась тетрадь.

И все же, промокашка была необходимым предметом, настоящей палочкой-выручалочкой. Поэтому ее проверяли – лежит ли она в тетради.

Перьевые ручки. В середине 70-х годов первоклассникам полагалось писать исключительно в тетрадях в косую линейку, чтобы выработать правильный наклон букв. Сделать почерк красивым были призваны ручки, представляющие собой тонкую, деревянную, выкрашенную масляной краской палочку со стальным наконечником, куда вставлялось же перышко.

Стальные перья были разной формы и даже размера, в зависимости от того, для чего больше предназначались – письма, написания плаката, черчения. Перья подразделялись по номерам, писать полагалось пером №11 (эти цифры были нанесены на пере). А еще были перья «лягушки», «пружинки» и другие.

Писать таким пером было не простое дело. Острый кончик «копьеца» царапает бумагу, скрипит. Если нажимать на перо слишком слабо – оставляет на бумаге невнятный след, чересчур сильно – может сломаться. И как бы аккуратно не писал ученик, кляксы в тетради и на парте были всегда. А это значит? Придется переписывать все заново. Чернил на перышке хватало, чтобы написать 3-4 слова.

Изобретенная с годами «самописка» просто соединила в одно целое перо, держатель и емкость для чернил, не изменив при этом сам принцип письма. Но «самописками» в школе в то время разрешалось писать только в старших классах. А в младших классах – макай в чернильницу перо перьевой ручки и пиши.

… Кстати говоря, именно благодаря тому, что в детстве мы писали коварными, неудобными стальными перьями, у многих выработался хороший почерк. А еще терпение и усидчивость. Но это  – у единиц…

Чернильница-непроливайка. На каждой парте было специальное углубление для чернильниц. В особом почете были так называемые чернильницы-непроливайки. Чернильницы – сосуд, в который во время письма периодически окунают незаправляемую перьевую ручку для набора порции чернил.

Чернила были изобретены китайцами и египтянами около 2600 лет до нашей эры. Это была смесь из сажи, гуммиарабика и воды. И вместе с чернилами появились маленькие сосуды с крышечками для чернил.

В 17 веке придумали чернильницы-непроливайки. Чернильницы-непроливайки имели воронкообразное горлышко, которое не позволяло чернилам вытекать наружу. Первые такие чернильницы придумали английские стеклодувы, которые загибали краешки чернильницы внутрь. Жидкость при наклоне не вытекала из такого сосуда, не проливалась на стол, а уходила в резервуар, в углубление загиба.

В разные времена чернильницы были разного типа – от стеклянных до фарфоровых, и даже сделанных из драгоценных камней, пластиковые.

В 40-х годах прошлого столетия появились и пластиковые образцы с откручивающимся верхом. Это позволяло вымыть чернильницу и удалить оттуда мусор.

Чернильницы-непроливайки просуществовали в школах до конца 70-х годов, когда на смену перьевым ручкам пришли шариковые ручки.

Тихо и безвозвратно уходят в далекое прошлое многие школьные принадлежности. Исчезла ручка со вставным пером, исчез обязательный вкладыш в школьные тетради – промокашка, исчезла чернильница – непроливайка. На смену старым ученическим предметам приходят новые школьные принадлежности

   Материал собрала научный сотрудник музея Синицкая Н. Н.

Используемые источники:

Интернет ресурсы