logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

От Кавказа до Берлина

По-разному встречаются люди: одни, чтобы беспечно расстаться, другие – на всю жизнь. Студентка медицинского техникума Нина и пилот – инструктор Батайской авиашколы Алексей познакомились в 1939 году. И эта встреча навсегда соединила молодые сердца. Их любовь прошла в горниле войны через все испытания. Она с ними – на всю оставшуюся жизнь.

От Кавказа до Берлина супруги Ковригины Нина Петровна и Алексей Васильевич воевали вместе в составе 23-го орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиаполка Гражданского воздушного флота: Нина – медицинской сестрой, Алексей – пилотом. Вместе с полком они получили боевое крещение на Кубани. В суровую осень 1942 года легкокрылые самолеты ПО-2 совершали с причерноморских аэродромов полеты на главные перевалы Кавказа, доставляя мужественным защитникам Родины оружие и снаряжения, вывозили раненых. Полк выполнил свой воинский долг, освобождая вместе с моряками и пехотинцами Новороссийск и Керчь, столицу Украины – Киев. Вместе с друзьями – однополчанами Нина и Алексей участвовали в битве на Курской дуге, освобождали Польшу и Чехословакию, штурмовали Берлин. Полку присвоено звание «Берлинский».

За стойкость и мужество, проявленные в боях, каждый солдат, каждый офицер полка отмечен наградами Советского Союза. Медсестра Нина Ковригина за ратный труд удостоена медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». Командир самолета Алексей Ковригин – кавалер боевых орденов Отечественной войны первой степени, Красной Звезды.

Многие фронтовые эпизоды в памяти воинов остаются на всю жизнь. Никогда не забыть майору в отставке Алексею Васильевичу Ковригину день штурма Берлина. Задача пилотов полка заключалась в том, чтобы бесперебойно подвозить боеприпасы и горючее на линию фронта. Задание опасное и рискованное. Оно требовало от летчиков самоотверженности, мужества и героизма, ведь рейсы приходилось совершать в сложнейшей боевой обстановке при плотном заградительном огне зенитной артиллерии противника и неистовых атаках вражеских истребителей. К тому же, на борту находился смертоносный и огнеопасный груз. Прицельный выстрел – и самолет разнесет вдребезги. В тот день экипаж ЛИ-2 под командованием А. В. Ковригина четыре раза пробивался с полной загрузкой боеприпасов и горючего для штурмующих частей.

– Чудом наша машина осталась невредимой, – вспоминал ветеран. – Техники даже шутили, что весь экипаж наш родился в рубашке.

Но на пятом вылете случилась беда. Самолет разгрузился и шел на базу за новым боекомплектом. В закатных лучах солнца, как два ворона, зачернели «мессершмитты». Они сразу засекли советский транспортник и тут же атаковали. Несколько трассирующих очередей прошили самолет. Стрелок-радист ранен. Вышел из строя левый двигатель. Так близка Победа и так близка смерть. Никто не хотел умирать. И выстояли в неравном бою. На одном двигателе дотянули до своих. Теперь настал черед отличиться техникам. И они тоже совершили чудо: за пять часов устранили серьезнейшие повреждения, и ЛИ-2 снова ринулся на помощь штурмующим Берлин.

С 1947 года Алексей Васильевич Ковригин – в рядах Аэрофлота. Бывший фронтовой летчик осваивал новые марки самолетов ИЛ-12, ИЛ-14, ТУ-104, занимался подготовкой летных кадров для гражданской авиации. За это ветеран войны уже на мирном фронте был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В последние годы Алексей Васильевич работал в Соболевском аэропорту.

 

 

Медсестра Нина Петровна Ковригина вместе с супругом прошла в одном полку от Кавказа до Берлина. Она выносила из огня раненых, врачевала их.

Однажды и сама чуть было не погибла, спасая раненых. Произошло это на территории Германии. До Победы – рукой подать. Бои шли под Бреслау. Противник неистово сопротивлялся. Медсестре Нине из медсанбата в госпиталь в Намслау поручили доставить восемь раненых. Ночью 17-летняя Лена (она была шофером) сбилась с пути и попала обратно под Бреслау, где шел как раз жестокий бой. Машина проскочила на территорию противника и была подбита. Нина и Лена не растерялись. Они под обстрелом перенесли раненых в укромное место, за линию фронта. Утром их всех измученных подобрала польская автомашина и отвезли раненых в госпиталь. Нина и Лена вернулись в полк. Так, солдатская взаимовыручка не раз спасала солдат.

Чего только не было в этой жестокой разрушительной войне. Ценой неимоверных усилий враг остановлен, позорно изгнан с нашей земли и окончательно разбит в своем логове – Берлине.

И после войны Нина Петровна Ковригина по примеру мужа не расставалась с авиацией. Она работала диспетчером в Тбилисском аэропорту, затем долгое время работала в Соболевском аэропорту телеграфисткой.

Супруги Ковригины Нина Петровна И Алексей Васильевич вместе прошли по дорогам войны от Кавказа до Берлина, пронеся в чистоте свою любовь к небу.

Материал собрала научный сотрудник музея Н. Н. Синицкая по материалам районной газеты «Рассвет».