logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Памятью жив народ

Солдаты тыла

Чем дальше с годами уходит война, тем дороже нам каждое воспоминание тех, кто заплатил за нее жизнями, страданиями, долго незаживающими ранами, сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплоченностью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость.

Отцов, братьев, мобилизованных на войну, провожали всем селом. С гармошкой, с песнями, плясками и слезами шли к речке. Уходившие на садились на баты – и до Кировского. А там солдат отдавался на волю судьбы: вернусь – не вернусь. Приходилось провожать бойцов со всех сел района.

Пустели села, сиротели дворы без мужского догляда, женщин, детей, подростков да стариков оставила война на выживание, на суровые испытания непосильным трудом. И встали колхозницы на рабочие места своих мужей и братьев, ловили рыбу закидным неводом до 30 тонн на замет. Тянули девчата, подростки невод на своих плечиках. Подтянут к берегу насколько силенок хватит и носилками на пристань перетаскивают. А они тяжеленькие, до 100 кг приходилось поднимать вдвоем. А чтобы руки не так сильно оттягивало, приспособили к носилкам веревки и через шею – за целый день так шею натрет!

А руки, ноги, плечи покрывались долгонезаживляющими язвами от соли – ни сапог, ни перчаток резиновых не было. Спали недолго, но никто не жаловался, от работы не отлынивали, знали – на фронте во сто раз тяжелее. И работали, что было сил.

Из воспоминаний Овчинниковой Марии Федоровны: «Наша группа сезонных рабочих прибыла в Кировский на обработку рыбы в начале июня 1938. Рассчитывали пробыть на Камчатке всего полгода, а остались надолго. В группе было много моих землячек-девчат из Новосибирской области.

Помню первые дни работы на комбинате. Определили меня в резчицы. Навыков, конечно, не хватало, но за короткое время научилась у своей наставницы, стахановки Зои Катрич, как правильно делать разделку рыбы, владеть нехитрым инструментом – острым ножом. И уже через несколько дней приблизилась к выполнению нормы. По норме резчице полагалось обработать лосося – 3 600 штук, а наваги – 12 центнеров. Опытные работницы всегда перевыполняли задание. В те годы была не индивидуальная резка рыбы, а бригадная. Сделанное сообща делилось поровну на каждого члена коллектива. Поэтому подбирались в бригады люди добросовестные, исполнительные.

Впрочем, работать хорошо тогда умели все. Время было суровое, спрос за работу – строгим. Понимали, что одолеть врага можно только общими усилиями фронта и тыла.

В годы войны у нас незыблемо было правило: не уходить из цеха, пока не разделаешь всю рыбу. Комбинат тогда сам добывал и разделывал рыбу. Промысловики, закончив свои дела на неводах, приходили к нам на помощь. И так изо дня в день, когда шла путина. Особо заботились о качестве сырца. Не задерживались с его доставкой, засолкой, старались все делать вовремя. Выпускали только первосортную рыбу. Особенно высокой у нас была трудовая дисциплина, ответственность за порученное дело.

Зимой мы изготавливали на весь район снасти: невода, сети. Словом, целый год не знали перерывов. Было не до отпусков.

В один из дней на моем рабочем месте появился красный флажок. Значит, вчера я больше всех обработала рыбы. Об успехах сообщила «Молния». Мы всегда смотрели, кто передовик. Лучшие – «летали на самолете», отстающие «ползли на черепахе». Оперативное подведение итогов соревнования придавало дополнительные силы, работали по-стахановски.

В самый разгар путины многие резчицы давали по две и более норм. Мой трудовой рекорд 8 500штук лосося. Работали, не считаясь со временем.

В 1943 году мне, как руководителю передовой бригады резчиц была вручена Почетная грамота ЦК ВЛКСМ, а по окончании войны медаль «За трудовую доблесть».

«Тогда, июне 41-го, ее Марию Конакову (в девичестве – Бородулину) неласково встретила Кировская коса. После теплого Краснодарского края берег холодного Охотского моря показался чуть ли не краем света. Спасала надежда на лучшую жизнь, родные – Мария приехала с семью братьями и сестрами, отцом и матерью – да молодостью. Ей было всего 18 лет. Не успели осмотреться, как грянула война, две недели только и прожили на косе в мирных хлопотах да заботах.

Помнит Маша труд тяжелый, изнуряющий, многочасовой. Да еще поселок как-то враз опустевший. Дети, старики да женщины тянули весь завод. Давали рыбу стране и фронту. Нелегкая была та рыба. Начала Мария учетчицей в засольном цехе, а потом научилась всему. И в бондарке помогала, и соль с углем носилками носила, тарировала и отгружала рыбу, да мало работы переделали ее руки, за те нелегкие четыре года. Нелегкие во всем. Плохо было с питанием, а пойди попробуй взять с пристани хоть рыбку, хоть плавничок. Под страхом суда запрещалось брать с завода все съестное. Бывало, и судили: за 300 граммов соли давали 3 года тюрьмы…

А в магазине – рыба соленая, черемша – да очереди. Хлебные карточки не спасали, потому рядом со взрослыми все чаще можно было видеть детей и подростков.

И еще был страх. За себя, своих родных: чуть стемнеет, огонь зажигать запрещалось – боялись набегов разбойничьих японских шхун, соблюдали светомаскировку. А катера на море дальше трех миль от берега не уходили…

Ночь пролетала незаметно, и с рассветом опять звал завод – казалось, дела никогда не кончались. Путина, уборка рыбы и состояние вечной тревоги – как там на фронте? Но жизнь есть жизнь, и в 19 лет к Марии пришла всепобеждающая любовь… в лице Александра Матвеевича.

И еще Победа. Тот день шумный, всеобщее возбуждение и слезы. Прилетевший через несколько дней самолет сбросил на тундру мешок с бумагами. А там все о нашей Победе. Свободно вздохнули, перестали бояться за день завтрашний.

У Марии Евстигнеевны Конаковой немало было наград, но самые памятные и дорогие – медали «Ветеран труда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

А это уже официальная информация, опубликованная в книге «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны». (г. Петропавловск-Камчатский, 1975 г.): «Далеко за пределами Усть-Большерецкого района идет слава о фронтовой женской ловецкой бригады из артели имени XVIII партийного съезда.

Зимой 1941 года в правление артели обратилась колхозница Аверина. Она заявила: «Время военное, надо научить нас, женщин, ловить рыбу. Думаю, от мужчин не отстанем».

Наступила путина, за женщинами закрепили тоню и назвали ее «Оборонная». Колхозницы собрались в новой, построенной своими силами палатке и долго обсуждали предстоящую работу.

– Что же, девоньки, – говорила рыбачкам бригадир, – раз напросились, давайте уже не срамиться. Работать надо по-военному.

С бригадиром согласились все. Здесь же решили назвать бригаду именем героини Отечественной войны Зои Космодемьянской.

Бригадир т. Аверина оказалась прекрасным организатором. Заранее обеспечила она все необходимое для успешного лова. Колхозницы хорошо изучили технику добычи рыбы. С первого дня начали работать по-фронтовому. Каждый день приносил новые и новые успехи. Темпы лова постоянно нарастали. Очень скоро бригады по выполнению своего задания уже обогнала опытные бригады мужчин-рыбаков.

В середине августа рыбачки под руководством т. Авериной первыми во всем районе перевыполнили государственный план путины. Бригада выловила и сдала государству 9 000 ц рыбы вместо 7 000 ц по плану.

Женщины не только были заняты на ловле рыбы, нужно было выращивать картофель, капусту. Поля вскапывали вручную – ни тракторов, ни плугов не было.

Встанет женская бригада в 15 лопат и пошла «пахать». Были в каждом селе и фермы, держали коров. Основная тягловая сила – лошади, на них возили все: сено, навоз на поля, корма на ферму. К тяжелым весенне-летним работам лошадей хорошенько подкармливали, для этого ранней весной девчат посылали на батах вверх по реке за хвощем. Они специально подыскивали сочный, зеленый и его «жали» ведь овса в то время не было.

Женщины в свое свободное время шили для фронта торбаса, рукавицы, чижи и отправляли на фронт посылки.

А по вечерам еще находили силы собраться вместе, обсудить текущие дела в стране, попеть. Организовывали художественную самодеятельность, ставили спектакли.

Женщины – труженицы, женщины – участницы трудового фронта: Анна Копьева – всю войну в колхозе «Октябрь» проработала телятницей. Чтобы сохранить поголовье, не выходила из телятника, в прямом смысле слова. Не отставали от нее на рыбалке и полях Мария Бенкис, Матрена Ворошилова, Мария Спешнева, Пелагея Спешнева и другие. В колхозе «Октябрь» (с. Русь): Антонина Рогова, Любовь Копьева, Анастасия Юхненко и многие другие со всех сел и поселков нашего района.

А что мужчины? На фронт ушли не все: работы в тылу было очень много и работать нужно было по-ударному, чтобы приблизить день Победы.

Макар Никифорович Рыбалко. Трудовой стаж этого человека почти полвека. «Начал работать в колхозе «Октябрь» почти с первого дня его организации – в 1937 году. Был рыбаком, потом бригадиром закидного невода.

Когда началась Великая Отечественная война, почти всех колхозных рыбаков и охотников призвали в ряды защитников Родины. На лов у нас осталось только шесть мужчин. Я отвечал за добычу.

Всю войну тяжесть на лов вместе с нами делили девушки и старики. Приходили также подростки. Они в ту пору быстро взрослели и были нашими надежными помощниками. Вместе со всеми доставляли рыбу на пристань, сдавали ее обработчикам. В самые напряженные сутки подавали на приемную пристань более 100 тонн рыбы.

Рыбаки постоянно давали свой «фронтовой центнер», часто были и сверхплановые уловы. Силы свои отдавали для Победы. Был поистине массовый героизм.

На нас также ложилась добыча пушного зверя. «Мягкое золото» приближало день Великой Победы. Нас – охотников – было шесть человек. Мы выезжали в угодья на собачках в начале ноября, и находились там весь сезон.

Занимались добычей пушнины женщины и дети. Они добывали вблизи села горностая, зайца». («Рассвет, 31 августа, 1985г.)

Николай Александрович Родыгин. Родился в мае 1890 г. в Вятской губернии. В 1925 году приехал на Камчатку по окончании военно-фельдшерской школы.

Человек большой души и щедрого сердца. Весть о его добрых делах стала кочевать по самым отдаленным местам Камчатской земли, куда только ступала нога оленевода или охотника.

Грамотный, влюбленный в свое дело специалист, Николай Александрович Родыгин, хорошо понимал свою роль первого медицинского работника в селе, да и на всем западном побережье Камчатки. Учил односельчан бороться с цингой с помощью отваров из хвои и кедрового стланика. По тем временам это было чуть ли не единственное средство борьбы с этой распространенной среди камчадалов болезнью.

Энергичный, непоседливый по натуре, этот замечательный человек умел организовать, увлечь людей на доброе дело, сам за все брался охотно и старался довести начатое до конца. Эта черта хорошо проявилась во время строительства нынешнего здания центральной районной больницы.

Жители Камчатки наравне с другими народностями нашей страны героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Здесь надо только добавить, что многие из них своим здоровьем и настоящим человеческим счастьем обязаны скромному медицинскому фельдшеру, стоявшему у истоков развития здравоохранения на полуострове.

В годы Великой Отечественной войны Родыгин Н.А. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

Более 30 лет Николай Александрович Родыгин посвятил нашему району. За многолетнюю работу по сохранению самого дорогого капитала – здоровья советских людей Николай Александрович Родыгин был награжден орденом «Знак Почета».

«Доктор Родыгин» – так любовно звали его за душевность, бескорыстность. Смысл своей жизни он видел в служении людям.

В начале марта 1988 года одна из улиц нашего села стала носить имя этого человека – улица Родыгина.

Маринец Андрей Наумович. Родился 3 октября 1913 года. На Камчатку приехал на Кихчинский рыбокомбинат в 18 км от Пымты, в 1938 году, в возрасте 19 лет по вербовке. Всю войну проработал на ставных неводах бригадиром.  Работали по 16 часов на рыбе, глазировали. Труд был тяжелым. Брикеты с замороженной рыбой весили по 22кг. 28 лет проработал на пароходе, тонул, горел.

За свой труд имел награды:

1943 год – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Орден Трудового Красного Знамени.

Не были под пулями эти люди, о которых мы вам рассказали, и многие другие жители нашего района, не пришлось им воевать на передовой, но вся тяжесть военного лихолетья легла на их плечи. И они выстояли в эти нелегкие времена.

Материал к публикации подготовила научный сотрудник музея Синицкая Н. Н. по материалам районных газет «Рассвет», «Соболевские вести».