Цветы в легендах
Летом, собирая в лесу грибы или ягоды, проходим, не обращая внимания, мимо красных зарослей кипрея или иван-чая.
А между тем это замечательное растение! Только еще мало используют его многообразные свойства.
Уходит из употребления древнерусское вводное слово «чай». А раньше оно было столь часто употребляемо в определенной русской местности, что проезжающие через эту местность люди и сами начинали неожиданно «чайкать», к месту и не к месту вводя в обиход новое словечко, и даже сердились на себя и на тех, кто их случайно этим словом наделил.
Жил в одной из таких местностей паренек Иван. Любил щеголять он в красной рубахе и большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. Нравилось ему ухаживать за цветами, выводить новые сорта. А жители села, увидевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали: «Да это Иван, чай, ходит».
И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в селе Ивана и стали говорить: «Да это иван-чай!» – на неожиданно появившиеся у околицы алые цветы. Так и прижилось за новым растением название иван-чай.
А растение возьми, да и удиви жителей новым дивом. Собрались они как-то на околице на праздник. Танцевали, веселились, но стало холодно и женщины решили вскипятить воды. В костер наряду с дровами пошли высокие стебли иван-чая, листья с которого попали в кипящий котел. Попробовали отвара, а отвар приятный, освежающий. Листья иван-чая с тех пор служат для приготовления чайного напитка и называется такой чай копорским, по названию села Копорье под Петербургом, у которого чуду суждено было случиться.
Цветущий иван-чай – настоящее лилово-пурпурное половодье. Летний ветерок раскачивает высокие стебли, и цветущие волны набегают одна на другую. Кажется, слышен их гул. А ведь это гудят пчёлы и шмели, без устали присаживающиеся на яркие лепестки. Иван-чай – лучший медонос среди трав.
Маргаритка. Маргаритка раскрывается одной из первых после восхода солнца, за что ее ласково называют «око дня». А в переводе с греческого «маргаритка» – жемчужина.
И действительно, бесчисленные маленькие цветочки кажутся маленькими жемчужинами. Беленькие или розовые они имеют следующую легенду о своем происхождении: «Одна маленькая девочка, глядя перед сном на небо, усыпанное звездами, задумчиво прошептала: «Звезды, звезды, сделайтесь, пожалуйста, цветами, чтобы я могла вами поиграть». Звезды, услышав просьбу девочки, отразились в каплях росы, и, когда девочка проснулась, она увидела, что вся лужайка перед домом усеяна серебристыми маргаритками. Солнце утром спросило маргаритку: «Довольна ли ты и не желаешь ли чего-нибудь еще?..» «Спасибо! – ответила маргаритка. – Я довольна. Позволь только мне цвести в любое время года. Я люблю детей и радуюсь, когда они играют со мной. Так пусть эта радость никогда не прекращается».
Солнце в ответ прикоснулось к маргаритке одним из своих лучей и оставило в самой серединке желтый кружочек, отчего лепестки раздвинулись, и точно лучи от солнечного сияния.
В средние века рыцари, получившие от любимой согласие на брак, чеканили на стальном щите цветущие маргаритки. Людовик IX в честь жены Маргариты приказал запечатлеть этот цветок вместе с лилиями на государственном флаге и на своем кольце.
У многих народов маргаритка является эмблемой доброты и сердечности.
Поэт Монтгомери о ней сказал: «Роза царствует лишь лето, а маргаритка не увядает никогда».
Полынь обыкновенная. Научное название рода Artemisia происходит от имени богини Артемиды – дочери Зевса и Лето, сестры – близнеца Аполлона. Первоначально ее чтили как богиню животного и растительного мира, позже – еще и как богиню Луны, охоты.
По другой версии, название Artemisia происходит от греческого слова artemes – «свежий, здоровый», – так как во все времена и у всех народов полынь пользовалась славой исцеляющего средства, было как бы вместилищем здоровья. В связи с этим Плиний рассказывает, что соком полыни награждались в беге, состязания которые проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью полыни они сумели сохранить здоровье.
Русское родовое название «полынь» происходит от праславянского прилагательного пол – «пустой, открытый» и родственник слову «поле». Дано растению за любовь к открытым пространствам. Некоторые ученые считают, что слово «полынь2 связано с глаголом «полеть-гореть», т.е. «палить – жечь», и объясняется горьковатым вкусом растения.
Черные засохшие стебли полыни обыкновенной остаются на всю зиму, резко выделяются на фоне заснеженных полей, что и послужило основанием для русского названия – чернобыльник.
В старину верили в магические и сверхъестественные свойства этого растения. Накануне Ивана Купалы, когда, если верить преданиям, все травы приобретают особую силу, из чернобыльника плели венки на голову и подпоясывались им, чтобы защитить себя на год вперед от нечисти, колдовства и болезней. Считалось, что достаточно промолвить название этого растения, чтобы остановить действие колдовства. Не зря ее с давних времен применяют во многих заговорах на здоровье, оберег, снятие сглаза и порчи. Пучки полыни вешались над входной дверью и над окнами.
Из покон веков считалось, что полынь впитала в себя горечь людских страданий, и поэтому нет травы горше полыни. А дух Родины ассоциировался с запахом степи, бескрайних просторов родной земли.
Все растение полыни имеет специфический, не полынный, а бальзамический запах. Трава чернобыльника содержит горечи. Эфирные масла, дубильные вещества.
На Руси полынь всегда была почетным обрядовым растением. При прохождении путниками страшных мест – кладбища, темного леса, болота – люди клали за пазуху полынь и в обувь тоже. Кроме того, полынь в праздники служила приворотным зельем, стоило только хлестнуть избранника стеблем полыни.
Полынь обыкновенная, или чернобыльник, многолетнее травянистое растение высотой до 1,5 м и выше. Растет на сорных местах – по огородам, на лугах, под забором. На Камчатке обычен.