logo
Соболевский районный историко-
краеведческий музей
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Битва за Москву

Битва за Москву – важнейшая Победа

5 декабря Россия отмечает один из Дней воинской славы – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой. В историю сражений вошло под названием битва за Москву.

Битва за Москву – одно из величайших событий Великой Отечественной войны. Она началась 30 сентября 1941 года и завершилась 20 апреля 1942 года. Москву защищали неполных семь месяцев. 203 дня и ночи.

У каждого подвига в битве за Москву есть имя. Имя человека, который его совершил. Материал о наших земляках, ветеранах, защищавшие Москву из фондов МКУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей» предоставленный сотрудниками музея.

Волобуев Леонид Федорович. «В годы Великой Отечественной войны советская авиация сыграла большую роль. Тысячи подвигов совершили русские летчики. Но в тени этих подвигов – героизм каждодневного труда механиков, техников, мотористов, которые обслуживали военные самолеты: подготавливали к вылетам и ремонтировали их после боевого задания.

Об одном из них, ветеране Великой Отечественной войны мне и хотелось бы сегодня рассказать.

… Однажды, в лётную роту охраны, находившуюся в 1938 году в Рязани, прибыл капитан Слюсаренко для отбора солдат, желающих перевестись в отдел технического обслуживания. В числе первых, подавших рапорт капитану, был Волобуев.

Получив направление в истребительную часть, трудолюбивый, смекалистый парень, буквально, не отходил от самолетов. По многу раз он собирал и разбирал мотор, доводя свои действия до автоматизма, изучал работу авиаприборов, усердно занимался в учебных лабораториях. Через полгода Волобуев сдал государственные экзамены на удостоверение «моториста», а вскоре стал самостоятельным техником, т.е. полновластным «хозяином» самолета.

Многих летчиков знал Волобуев, но самая памятная встреча произошла в 1939 году. На их учебный аэродром прибыли для тренировок знаменитые летчики: комбриг А. К. Серов и майор авиации П. Д. Осипенко. Кто не знал о летчике-испытателе Серове, добровольцем воевавшем за свободу Испании. И кто в те годы не восхищался советской военной лётчицей Полиной Осипенко, установившей пять международных рекордов во время беспосадочных перелетов на гидросамолетах.

И можно представить восхищение, с которым молодой техник Волобуев смотрел на героев, которых раньше видел только на страницах газет. И надо же такому случиться, что именно его самолет предоставили П. Осипенко для тренировок.

Подойдя к самолету и взглянув на худенькую фигуру Лени Волобуева, она с шутливым недоверием отметила: «Что-то техник у меня уж больно молодой!» Заметив смущение на юношеском лице, подзадорила: «Не побоитесь со мной слетать?»

Хотя никогда до этого не проходилось Волобуеву летать, он, не раздумывая, согласился.

Летели на учебно-тренировочном двухместном самолете (Волобуев на заднем сиденье инструктора).

Для начала летчица продемонстрировала пикирование (это когда самолет резко идет на снижение, затем крутой набор высоты). Затем сделали «бочку». Самолет, набрав достаточную высоту, начал поворачиваться через правое крыло. Волобуев почувствовал, что повис на ремнях и потерял из виду землю.

Когда «земля встала на место», летчица поинтересовалась самочувствием своего пассажира. Но пассажир попался крепкий – у него было «все в порядке». В заключение полета самолет описал в небе «две мертвых петли» и пошел на посадку. На земле подошедшему инструктору П. Осипенко сказала: «А техник у меня действительно стоящий».

…Настал грозный 1941 год. Из небольшой авиационной школы был организован разведывательный полк. Началась напряженная круглосуточная работа. Самолеты часто приходили на аэродром израненные и искалеченные. Уставшие летчики сдавали самолет технику, указав на недостатки в управлении, уходили на короткий отдых. А техник, моторист и механик принимались за работу. Дни сливались в один бесконечно длинный день. Руки слабели от тяжелой работы, глаза слипались от бессоницы. Хотелось упасть и забыться сном хоть на пять минут.

А как, оказывается, можно мечтать о бане! Одежда пропитана бензином, маслом, пылью, потом. Тело нестерпимо зудит и ноет. Кажется, все – больше не выдержать. Но опять садится самолет. Срочно нужно заправить его горючим, залатать разбитое стекло из плексиглаза…

Наконец, через три месяца почти месяца круглосуточной работы – кратковременный отпуск. И снова аэродром. Там же он получил тяжелейшее воспаление легких. Врачи не видели ни одного шанса на его спасение, много дней лежал он в бреду, в беспамятстве. Но видно велика была сила жизни в молодом парне – и смерть отступила. Поправившись, Волобуев снова отправился к самолетам.

18 лет прослужил в армии Леонид Федорович Волобуев. За безупречную службу награжден медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды. После войны долгое время жил в поселке Кировском, проработав 12 лет механиком катера». (Тельнова А. В тени летных подвигов //Камчатский рыбак. – 1978. – 9 мая)

Беленькая Любовь Григорьевна. Родилась Любовь Григорьевна 22 апреля 1922 года в селе Семёновка Черниговской области, где и пошла в первый класс. В 1934 году вместе с родителями переехала в город Брянск, там и закончила 10 классов. Была пионервожатой. В 1938 году вступила в ряды ВЛКСМ. После окончания школы,1939 год, поступила в институт иностранных языков в городе Москве.

Наступление на Москву началось осенью 1941 года и в первые месяцы велось на дальних подступах к столице, Любовь Григорьевна ушла на фронт добровольцем в отдельную стрелковую бригаду. За успехи в боевой и политической подготовке ей было присвоено звание ефрейтор.

Принимала активное участие в боях на Волоколамском шоссе, участвовала в освобождении деревни Петрищево, где была зверски замучена комсомолка Зоя Космодемьянская, также участвовала в боях за город Норофоминск.

Любовь Григорьевна была награждена медалью «За боевые заслуги», медалью «За освобождение города Норофоминска», медалью «За оборону Москвы», медалью «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.

В 1964 году Л. Г. Беленькая приехала в с. Соболево. Работала главным бухгалтером центральной бухгалтерии сельского Совета.

Лебедев Николай Иванович. Есть люди, судьбы которых вмещают в себя яркие страницы жизни народа, земли, где они живут. К таким можно отнести коммуниста, ветерана Великой Отечественной войны, старожила села Устьевое Николая Ивановича Лебедева.

Годы первых пятилеток – это широчайший размах строительства, созидания. Но одновременно с этим стали времена создания Вооруженных Сил, способных защитить завоевания Великого Октября. Н. И. Лебедев становится воином. Серьезным испытанием для Красной Армии стали события на Халхин-Голе. Здесь участвовал в боевых операциях молодой офицер Лебедев. Памятью об этом осталась для Николая Ивановича медаль «За отвагу», врученная ему М. И. Калининым в декабре 1939 года.

Пятилетний путь боев Великой Отечественной – через горечь отступления, «Огненную дугу», освобождению Москвы, через Днепр до Кёнигсберга – отмечен для Лебедева орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», юбилейными медалями.

Домой солдат вернулся с чувством исполненного долга.

80 лет битве за Москву. Московская битва стала первым стратегическим поражением Германии во Второй Мировой войне. Она развеяла миф о непобедимости германской нацистской военной машины. Солдаты Красной Армии поняли, что фашистов можно громить. Ни одна столица мира не дала такого мощного отпора Гитлеру. Именно под Москвой он потерпел свое первое серьезное поражение с потерей ею большого количества живой силы и техники. Победа имела огромное морально-психологическое значение для воинов Красной Армии, граждан Советского Союза, так как вызвала патриотический подъём и стремление к достижению окончательной победы над врагом.

По материалам из фондов МКУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей»