logo
Соболевский районный историко-
краеведческий музей
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Герой войны. Один из миллионов

Перелыгин Василий Семенович

День Военно-Морского флота – памятный день Военно-Морского флота Российской Федерации. Отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля. Установлен Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. №549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В День Военно-Морского флота свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России, все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил.

Перелыгин Василий Семёнович родился в 1926 году в с. Тамбово Тамбовской области.

«Войну начинал в 1943 году на линкоре «Севастополь», крепости черноморского флота, кубрик №27. Квалификация у меня была артиллерист. Командовал линкором капитан первого ранга Зиновьев, командир боевой части капитан лейтенант Иванов, начальник особого отдела капитан-лейтенант Кадушкин особист. Закрепили за мной старослужащего Максименко, с Полтавы он был. Корабль огромный 31 тысяча тонн водоизмещением, как ни пойдешь по первости, – заблудишься. Налеты, авиация, за такой махиной немцы сильно охотились….

В Феодосии когда мессершмиты накрыли транспорт, я впервые увидел «морскую кровь». Кто еще мог барахтаться, тех подхватывали как кто мог, буквально зубами вытаскивали. Страшно. Феодосия это ведь Украина. Они тогда не разделялись, все было у нас одно. Пришли оттуда практически без кормы, без рулей на одних винтах.

А так в основном проходы для пехоты чистили. Вооружение было большое: 12 стволов главного калибра по 350 мм, на башнях еще по три пушки и еще на мостике, о пулеметах и не говорю! 16 бортовых орудий противолодочных, торпедные аппараты, гидросамолет разведывательный, с катапульты взлетал.

Учились круглые сутки. Личного состава было много, спали на постах, кто на банках (скамейки такие), кто на рундуках.. У меня подвесная койка была. Дисциплина жесткая, -флот! Учили всему:  взаимозаменяемость, борьба за живучесть, как людей спасать. Корабль должен знать от киля до клотика!

Я прошел большую военную школу, очень большую, дважды прошел.

В 1945 году 8 февраля с Черного моря отобрали самых умелых и в товарные вагоны во Владивосток. Наш эшелон балтийский шел следом, эшелоны истребителей, танки. Днем не пропускали только ночью. Долго ехали.

Во Владике, где экипажи формировались, чистку прошел в особом отделе – пальчики там и чтоб ни одной татуировки, сдал комсомольский и на Камчатку в Петропавловск тут опять учеба – английский, материальная часть, отбор был очень строгий чуть, что не так сразу в Хабаровск.

В Америку шли на пароходе Чайковском, экипажи в трюмах готовы ко всему, у всех оружие, гранаты, секретность полная, все задраено, лишь подышать на палубу выходили  и то ночью, спецслужба, сухой паек, столовых для нас не было.

Пришли в порт Ковбей там опять учеба. Ну, мы старались, чтоб Россию не опозорить, да и каждый друг перед другом: чтоб там у кого тройка  – да никогда!

Обслуживающего персонала не видели, с учебы возвращались, все убрано. Кормили хорошо, правда, им государство за нас золотом платило. Показали мы американцам что умеем, –  отстрелялись на отлично. Приняли у них технику и ушли!

… Десант. Моок, Южный Сахалин. 40 боевых единиц, включая наши сторожевые корабли «Вьюга», «Метель» и мы на американских…Вооруженьице то они нам дали слабенькое не то, что на наших, легкие они были, десантные. Японцы бьют из орудий, прожектора, мы ж не вместе шли, а кто как, маневр… Хорошо «Метель» подошла и из своих 152 дюймовых их точку накрыла! А как прошли, –  опять сирены, японские подводные лодки! Но проскочили! Японцев – море! Все как в скафандрах из бамбука: ни штыком, ни ножом не возьмешь -только пулей! Мы там пробоину получили… Пластырь навели и на ремонт.

И опять десант уже на Курилы. Тогда уж их взяли и сдали береговой обороне! Пошли Корею освобождать, там тоже самое, оттуда в Китай, Порт-Артур.

Потом опять учеба, получил квалификацию штурмана, и отправился на тральщик КТ-158, в составе экипажа, обеспечивал топографическую экспедицию. Каждую сопочку просматривали,  аж до Берингова пролива! А когда обратно шли, тоже пришлось тонуть, и опять смерть миновала».

Так закончил повествование о своём боевом прошлом ветеран двух воин Перелыгин Василий Семёнович.

Со слов Василия Семеновича Перелыгина записал Г. В. Еременко».

 Материал к публикации подготовлен по страницам местных газет «Соболевские вести» – 2005. – 11 марта. – №6, «Соболевские вести». – 2009. – 12 июня. – №22. Из фондов МКУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей»