Фигурный топор тесло
В летнее время вся жизнь ительменов проходила у воды. Рыболовный сезон начинался сразу после ледохода и кончался с первой пургой. Но несмотря на такой образ жизни у них не было разнообразия в водных видах транспорта. Ительмены изготовляли лишь долбленные колодообразные лодки – баты.
Для постройки батов употреблялся тополь или ветла. В начале XVIII века процесс изготовления долбленных лодок был длительным и трудоемким, так как ительмены имели только каменные и костяные орудия труда. С. П. Крашенинников писал: «Топоры у них делались из оленьей и китовой кости, также и из яшмы, наподобие клина, и привязывались ремнями к кривым топорищам плашмя, каковы у нас бывают теслы. Ими они долбили лодки свои, чаши, корыта и прочее, однако с таким трудом и с таким продолжением времени, что лодку три года надлежало им делать, а чашу большую не меньше года. Чего ради большие лодки, большие чаши и корыта … в такой чести и удивлении бывали, как нечто зделанное из дорогова металла».
Но с приходом русских на полуостров и заимствованием у них новых орудий труда из металла – топоров, долот, сверл и т.д. – намного облегчилась обработка и сократилось время производство долбленных лодок.
Тесло, фигурный топор, чисто плотницкий инструмент, топорище длинное, сделано из дерева. Рубящая часть топора сделана из железа, лезвие не только развернуто перпендикулярно относительно топорища, но и имеет полукруглое сечение, в виде черпачка.
Теслом вытёсывали на бревне вдоль его волокон желоба разных размеров (например, неглубокий паз в бревне, предназначенном к укладке в стену), выполняли участки плавного перехода от круглого бревна к бруску у оконных дверных проёмов, отёсывали после топора круглые углы и другие криволинейные поверхности. Некоторые народы предпочитают обычным топорам инструменты именно такой формы.
Материал к публикации по подготовлен по материалам из фондов
МКУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей»