logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Открытие морского пути на Камчатку

Река Колпакова впадает в Охотское море северней устья лагуны Воровской. Известна русским со времени первого камчатского похода В. В. Атласова (1697 г). На первых русских чертежах и картах Камчатки рекам обозначалась как Кимпана (1700 г), Кимпанва (1701 г.), Кампакова (1713 г.). Впервые под названием Колпакова появляется в 1722 году на карте геодезиста И. Б. Евреинова, выполнявшего вместе с Ф. Ф. Лужиным инструкцию Петра Первого об описании берегов Камчатки и Курильских островов. Русское название Колпакова восходит к личному ительменскому имени Конпак (Компак).

С рекой Колпаковой связано примечательное событие камчатской истории.

В 1716-1717 годах на речном устье перезимовал экипаж лодьи «Восток» под руководством казачьего пятидесятника Кузьмы Соколова и морехода Никифора Трески. Команда «Востока» положила начало морским плаваниям из Охотска на Камчатку, а построенная из охотского леса лодья стала первым русским морским судном, пришедшим к западнокамчатскому берегу.

Исторический поход Владимира Атласова позволил считать Камчатку окончательно присоединенной к владениям России. В этом великая заслуга Атласова и его товарищей. Во время похода Атласов основал Верхне-Камчатское зимовье.

Походы русских людей из Якутска на Камчатку стали со временем Атласова обычным делом. Но все они проходили сухим путем, вдоль берега Охотского моря, в обход Пенжинского залива, требовали много времени (примерно полгода от Якутска до Анадырского острога) и, кроме того, были чрезвычайно трудны как для самих путешественников, так и для местных жителей, которым приходилось обеспечивать приезжающих всем необходимым. С 1703 по 1716 г. на пути из Анадырска погибло около 200 человек. Поэтому возник вопрос об отыскании морского пути на Камчатку. Выгоды такого пути были очевидны.

В 1710 г. сибирский губернатор В. И. Гагарин в инструкции от 17 марта предписал якутскому воеводе Д. А. Траурнихту: «С Ламы проведать чрез море путь на Камчатку». Вслед за этим Траурнихт в 1711 году послал охотского приказчика Петра Гуторова, который, добравшись до Тауйского острога, сделал попытку достичь оттуда Камчатки морем. Подготовка к этому походу была тщательная, но из-за отсутствия опыта в мореходном деле у самого Гуторова, отсутствие мореходов, мореходных инструментов, в частности компаса, поход этот не дал желаемых результатов.

Но этом не были прекращены попытки отыскать морской путь на Камчатку. Вопрос этот становился жизненно необходимым и требовал скорейшего разрешения. Дело дошло до правительства, и в 1713 г. последовал указ Петра I об отыскании морского пути на Камчатку. Исполняя этот приказ, сибирский губернатор Гагарин предписал якутскому воеводе Ельчину «послать из Якутска в Камчатку сына боярского с 12 казаками через Ламу. С Ламы ему идти с людьми в Камчатку морем».

Выбор руководителя похода был весьма неудачен. Получив сведения о бездеятельности Сорокоумова, Гагарин принялся за организацию новой экспедиции по отысканию морского пути на Камчатку. Благодаря помощи правительства экспедиции придавался широкий размах. Петр I приказал послать из Петербурга в Охотск опытных мореходов – выходцев из Архангельска. Этот было необходимо, так как все прежние попытки достичь Камчатки морем были обречены на неудачу из-за отсутствия опытных мореходов и кораблестроителей. В Сибирь, по распоряжению губернатора, были посланы мореходы Кирилл Мошков, Никифор Треска, Иван Бутин, Яков Невейцын, плотники- кораблестроители Кирилл Плоских, Варфоломей Федоров. Начальником новой экспедиции был поставлен якутский казак Козьма Соколов, к которому и обращена наказная память. По организации подготовки видно было, что она рассчитана не только на одну экспедицию, а на то, чтобы наладить регулярную связь морем Охотского острога с Камчаткой.

В Охотск были отправлены нужные материалы для строительства судна.  1715 г. прошел в усиленных сборах к экспедиции и в постройке лодьи. На следующий год работу закончили, и в мае 1716 года лодью спустили на воду.

Лодья получила название «Восток», что вполне соответствовало ее назначению. В июне 1716 года «Восток» вышел из первого русского тихоокеанского порта Охотска в первый поход по Охотскому морю на Камчатку.

Но не скоро удалось попасть на землю. Охотское море оправдало свою славу бурного, изменчивого моря. Чтобы не выбросило на берег, пришлось отдавать якорь и отстаиваться в ожидании прекращения шторма.

Когда погода наконец улучшилась, судно снялось с якоря. Тронулись в дальнейший путь вдоль берега. У реки Крутогоровой казаки встретили «камчадальскую девку, которая собирала коренья в пище». С ее помощью разыскали камчадальские юрты, в которых оказались и казаки, собиравшие ясак. Некоторые из них служили проводниками при вводе судна в устье реки Компаковой. О возвращении обратно в Охотск в этом году не могло быть и речи. Решили остаться на зимовку. За это время можно было основательно подготовиться к переходу в обратный путь, учтя опыт прошедшего похода. Но уже теперь можно было сказать, что первое мореходное судно выдержало испытание.

После тщательных приготовлений в мае 1717 года Соколов вывел судно из устья реки Компаковой, и мореход Треска взял курс к Тауйской губе.

8 июля судно прибыло в Охотск. Морской путь на Камчатку был открыт. Значение этого открытия трудно преувеличить. После похода экспедиции Соколова и Трески началось регулярное сообщение Охотска с различными местами Камчатки, чаще всего с Большерецком.

Материал к публикации подготовлен научным сотрудником музея Синицкой Н. Н.

Источники:

1.Матрыненко В. Камчатский берег. Историческая лоция. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство Камчатское отделение. – 1991. – с.154-155

  1. Материал из средств массовой информации: интернет-ресурс

https://flot.com/publications/books/shelf/alexeevohotsk/5.htm