История одного экспоната. Фильмоскоп
Современные школьники не представляют жизни без гаджетов – компьютеров, планшетов, мобильников, наушников…
Но и у ребятишек, живущих в советский период времени, тоже имелись свои технические радости: кинотеатр на дому – фильмоскоп – это очень простой по своему устройству аппарат, который полвека тому назад творил чудеса.
Аппарат, с помощью которого мы просматривали диафильмы, называется – диапроектор, хотя в народе его называли фильмоскопом.
В фондах нашего МБУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей» хранится такой экспонат – фильмоскоп, выпущенный в СССР, аппарат «ФМД-1». Это очень простой по своему устройству аппарат, предназначенный для просмотра диафильмов, имеет простую конструкцию и разное оформление передней панели. В зависимости от изображенных на ней персонажей он получил второе, «народное» название. У нас в фонде он представлен «Чиполлино».
У этого фильмоскопа простейшее устройство для перемотки пленки. В аппарате отсутствует съемная рамка и диафильмы легко вставляются прямо в фильмоскоп и так же легко прокручиваются вперед и назад. Это очень удобно. Имеет простой однолинзовый объектив. Если картинка видна была плохо, то можно было исправить точной настройкой оптической системы, получить хорошее и точное изображение. Нагревается немного слабее других диапроекторов.
Диафильмом называется серия неподвижных изображений с текстом, которые объединены в короткометражный фильм. Диафильм – это диапозитивная 35-мм кинопленка из 30-50 кадров размером 18 х 24 мм. В отличие от мультфильмов, в диафильмах показываются статистические изображения, больше похожие на книжные иллюстрации.
Первые советские диафильмы появились в 1930 году в Москве, когда была основана студия «Диафильм» при Госкино СССР. Изначально диафильмы использовались в учебной и пропагандистской работе, затем тематика расширилась.
В 1934 году вышли первые диафильмы для детей, созданные по книгам С. Я. Маршака, А. П. Барто. Самой первой сказкой, выпущенной на диафильме, стала черно-белая пленка «Колотушка». Над созданием диафильмов работали многие известные художники Е. Евган, К. Чуковский, В. Сутеев, К. Ротов и прочие, писатели: Толстой А., Л. Кассиль, С. Маршак и многие – многие другие. Самой трудной работой было создание кукольных диафильмов.
Советские диафильмы хранили в баночках, берегли от света, царапин, сгибания, разрыва. Жестяные и пластмассовые баночки с плёнками покупали в книжных и канцелярских магазинах. Обменивались диафильмами, коллекционировали.
В 80-х годах фильмоскопы и диафильмы стали исчезать из употребления. В 1991 году московская студия «Диафильм» закрылась.
Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные вечера в кругу семьи за просмотром диафильмов. Без диафильмов сложно представить советское детство. Возможность коллективного просмотра диафильма на большом экране было особенно популярным у детей, предпочитающих его чтению иллюстрированных книг вслух.
Он собирал вокруг себя взрослых и детей. Причем, детей было так много, поскольку соседские ребятишки, родители которых не могли купить такую «игрушку», тоже с удовольствием рассаживались на стульях, а кому стульев не хватало, садились прямо на голом полу.
Кто-то один крутил ручку фильмоскопа, меняя на самодельном экране из белой простыни кадр за кадром, а все остальные зачарованно смотрели «мультфильм» и слушали озвучивающего его, который читал титры под картинкой, меняя тембр голоса в зависимости от персонажа, к которому относились данные реплики.
Новые технологии не способны до конца заменить чудо «волшебного фонаря» – фильмоскопа и необыкновенный мир диафильма.
МБУК«Соболевский районный историко-краеведческий музей».
Материал взят из средств массовой информации, фондов МБУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей»