Добрый след
Профессия школьного учителя – одна из самых уважаемых в народе. Учителя ценят за то, что он самоотверженно, творчески работает с подрастающим поколением, воспитывает в детях высокие нравственные качества. А кем бы потом ни стал молодой человек – каждый с чувством благодарности вспоминает своих учителей, свою школу. Именно в школьные годы закладывается то лучшее, что помогает человеку выйти на широкую дорогу жизни.
Дойти до каждого ученика, выявить способности, наклонности, выработать нужные качества – это программа каждого дня педагога и воспитателя, который проходит в заботах о завтрашнем дне своих учеников, в том, чтобы заронить в душу ребенка волшебное зерно, которое даст удивительные жизненные всходы.
И пусть подчас мы в потоке лет теряем друг друга из вида, пусть годы сотрут в памяти зрительный образ, но и тогда слово «учитель» затронет в душе самые святые и заветные струны и немножко грустной мелодией ушедшего детства. Школьные годы. У каждого из нас, независимо от дальности, сохранились свои воспоминания об этом удивительном времени. Порой они просто сливаются в образы почти не осязаемые. А иногда в кристально ясную форму, настойчиво потребуется, чтобы мы с кем-то поделились, кому-то сказали самое главное о том, что когда – то реально существовало в школе, было неотъемлемой частью жизни.
«Первый шаг, первый класс, первая книжка, первый учитель. На жизненном пути многое у человека происходит впервые. Среди прочих воспоминаний именно о первом учителе храним мы наиболее теплые воспоминания, которые не тускнеют с годами.
Для меня и моих сверстников наша первая учительница Елизавета Федоровна Радькова была всем – умным, знающим другом, по – матерински заботливой, требовательным воспитателем, показывающим нам во всем пример: быть чутким к товарищам, дружить с книгой, с открытой душой воспринимать природу.
Мы ловили каждое слово Елизаветы Федоровны, бесконечно доверяли ей. Как было интересно все, что устраивала с нами наша учительница: и пионерский костер, и сбор, и поход в окрестности села, и подготовка к празднику, и выступление на концерте. Вся наша школьная жизнь была согрета теплом, вниманием и заботой учительницы.
Каждый из нас, учила она, должен оставить добрый след в школе. И этот добрый след мы оставили. Однажды, вооружившись лопатами, мы вместе с родителями и учительницей вышли во двор школы (мы тогда еще учились в старом здании) и посадили молодые деревца.
Уже много лет прошло с тех пор, но посаженные нами тополя, высокие и стройные, украшают теперь село, напоминают нам о детстве.
Думаю, что и у других моих сверстников, остались добрые и светлые воспоминания о Елизавете Федоровне. Многие соболевские школьники, ставшие взрослыми, были ее учениками. Тогда в нашей семье четверо учились у Елизаветы Федоровны.
Возвращаясь мысленно к своему детству, школе, теперь уже по-взрослому высшим баллом оцениваю прекрасное качество своей любимой учительницы – ее преданность своей профессии. Много лет она отдала школе. Присвоение Елизавете Федоровне в 1971 году звания заслуженного учителя РСФСР мы восприняли как достойную награду. Ее верность избранному делу достойна не только уважения, но и подражания. Только искренний, увлеченный человек может оставить в душе такой теплый и такой добрый след». (З. Вельмискина, продавец магазина №11. С. Соболево. «Рассвет», 1979)
Владимир Михайлович Спешнев, начальник ЛТЦ-3,бывший ученик Соболевской средней школы: «В школу я пошел в трудный и в то же время радостный год победы в Великой Отечественной войне. Голодные и босоногие мальчишками мы сели за парты. Да и буквы первые свои мы выводили не ручками, а грифельными стержнями от карандашей на пергаменте. Быть может, именно в то время нам необходима была теплая поддержка наших старших товарищей – учителей. Именно таким первым другом нашим и была учительница Любовь Самуиловна Цыпкин – всегда требовательная, справедливая и …мягкая. Ее уроки превращались для нас в занимательную игру, в которой участвовали все. С глубокой благодарностью я вспоминаю и об учительнице немецкого языка Ирине Алексеевне Городовской. Почти девочкой зашла она впервые в наш класс и с первых минут мы сдружились с ней. Всегда она находила для нас теплое слово, и вместе с ней мы переживали каждую неудачу, каждую мальчишескую шалость. А нужно сказать, что шалили мы здорово. Мальчишек нашего класса называли «армией Котовского». Командовал этой «армией» я. Романтика героизма гражданской войны влекла нас и к тому же здесь же, в школе мы узнавали о прославленных героях этого периода. Как правило, наши «героические набеги» на «белых» заканчивались разговором в кабинете директора школы Саблиной Полины Владимировны. Ее внутренний такт и, конечно же, глубокое понимание детской психологии тогда очень помогли нам. Сейчас «армия» выросла. Все мы работаем в родном селе и часто вспоминаем детские годы: и наши туристические походы, утренники и добрые слова наших учителей». (Камчатский рыбак, 1979)
Сентябрь. Начало нового учебного года, мы, сотрудники МБУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей» поздравляем всех педагогов района с Днем знаний и пожелать им, сказанное словами бывшей учительницы начальных классов Кировской средней школы Валентины Степановны Щерба: «в нашей профессии нельзя тлеть, нужно гореть и передать это горение щедро своим ученикам».
Материал к публикации подготовлен по страницам районной газеты из фондов МБУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей»