logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевский районный историко-краеведческий музей»
Режим работы учреждения:
Пн-чт.: с 09:00 до 18:00
Птн.: с 09:00 до 16:00
Сб.,Вс.: выходной
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Учителям посвящается

История камчатского учительства – это по-настоящему героическая страница жизни.

Какой недоступной, оторванной от цивилизации, дикой и необустроенной  была Камчатка к середине XVIII века, когда на ее территории зарождалось школьное образование.

Труден был путь первопроходцев. На оленях, собачьих упряжках, а зачастую пешком, на лыжах и снегоступах добирались они до острожков коренных народов Севера, чтобы открыть в них школы. Кто их там ждал? По сути  – никто. Местные тойоны не понимали, что от них требуется.

И они действительно не понимали, что такое образование, школа, зачем они нужны. Позже, когда по селениям и острогам полетела почта, а прочесть бумагу было некому, ехали искать учителя по соседним населенным пунктам, чтобы узнать, что отписано, тогда только стало доходить до тойонов, что учить детей необходимо. И тогда стали отдавать тойоны своих отпрысков в учение. В основном это были ительменские дети. Учителю приходилось общаться с детьми  или через своего помощника – переводчика или же самому учить местный язык. И не только учить язык, но и жить по обычаям  того народа, детей которого обучал учитель. Это было настоящее подвижничество. А если учесть, что большинство учителей были священниками, монахами, то это было их вечным служением и послушанием, их крестом.

От первых шести учителей, прибывших на Камчатку с архимандритом Иоасафом Хотунцевским в 1745 году, только два имени сохранилось в камчатских поколениях – Алексея Ласточкина и Петра Логинова. 23 августа 1745 года ими была открыта первая школа для казачьих и камчадальских детей в Большерецком остроге.

И все-таки, наиболее трудно было тем, кто организовывал, а затем поднимал и укреплял советскую школу. До революции в Камчатской губернии было 59 школ, к с 1923 году из-за долгой смуты их осталось чуть более 20. Были школы самые примитивные, в основном – в приспособленных, тесных и ветхих зданиях, без мебели и учебников, без писчей бумаги и чернил. А планов навалилось много. От ликвидации неграмотности у взрослых до полного начального образования у детей. Учителям ставились задачи на пустом месте, при отсутствии материальной базы, даже жалованье первые годы выдавали натурой, в основном – рыбой. И выполнили. Ценой здоровья, а то и жизни. И мы говорим спасибо энтузиастам, пионерам, создавшим образовательную сеть Камчатки, запустившим ее механизм.

Протоиерею Данилу Шерстенников школа в селении Воровском (ныне – Соболево) понравилась. Однако в своих путевых заметках он пишет: «Не все дети окрестных селений учатся в школе. Даже дети Воровского селения не все в школе. Разве приятно и хорошо не уметь прочитать книгу, не суметь написать письмо, не знать закона Божия? Грамотному человеку легче исполнять свои христианские обязанности…Не ограничиваясь народной начальной школой, нужно учиться дальше в Петропавловске, чтобы у нас были свои учителя, псаломщики, священники и образованные люди. Камчадалам нужно учиться, стремиться к книжному просвещению не только для того, чтобы всякий пришлый люд не теснил их своим чрезмерным, не всегда  полезным влиянием, не эксплуатировал бы богатства Камчатки, но еще для сохранения рода, оздоровления потомства. Теперь наступает борьба за существование».

Попечителем упомянутой в цитате воровской церковно – приходской школы, открытой в 1912 году, был местный купец, знаменитый Северин Карлссон – обрусевший швед, принявший православие и женатый на камчадалке. Школа находилась в частном домике. Учил детей Михаил Иванович Попов. Некоторое время обучал детей учитель-самоучка Яков Павлович Радьков. Первым учителем из местных жителей был Акундин Михайлович Спешнев.

В 1927 году было построено новое специализированное здание школы. Учителями работали: Владимир Иосифович Пантелейко (он же первый директор школы), Георгий Степанович Барицкий, Пётр Григорьевич Добрынин, Иван Иванович Диков.

В адрес нашего «Соболевского районного историко-краеведческого музея» пришли письма от Спешневой – Диковой Галины Ивановны, проживающей в п. Нагорный Елизовского района.

«Здравствуйте, дорогие Соболевчане! Пишет вам Спешнева-Дикова Галина Ивановна. Хочу давно написать вам о своем отце Дикове Иване Ивановиче,  учителе Соболевской школы. В Соболево он жил, работал, учил детей. Выучил прекрасных людей: Радькову Елизавету Федоровну, Сметанина Бориса Амбросьевича, Родыгину Зою Ивановну.

Помню всегда Легонтия Степановича Лечина, который работал в старой теперь школе сторожем, он всегда мне рассказывал про него, (отца).

Мои дети: дочери Оля и Людмила пошли по стопам дедушки Дикова И. И.

Высылаю фотографию моего папы».

Диков Иван Иванович – 1895 года рождения, русский. Родился в с. Дуванец Уфимской губернии. Из крестьян. Образование – курс гимназии.

Работал учителем в новой специализированной школе с Соболево Усть-Большерецкого района с 1927 года. С 1935/36 учебного года в Соболевской школе действует семилетка, приехали новые учителя.

Шли годы,  жизнь налаживалась,  дети учились. Но жизнь такова, что не может все время быть лучше. И первый гром грянул в 1937 году. Началась волна репрессий, были арестованы односельчане и учителя, одним из которых был Диков Иван Иванович.

Диков Иван Иванович был арестован 11 марта 1937 года. Обвинялся по ст. 58-10 УК РСФСР. Умер под стражей во время следствия 20 марта 1937 года.

Реабилитирован на основании ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.

Арестованных заменили новые учителя. Жизнь продолжалась и продолжается…

Учитель всегда был на острие жизни. Он и сегодня остается таким. Прослеживая долгий исторический путь камчатского учительства, мы говорим слова благодарности учителям прошлых лет и сегодняшнего времени. Наше вам почтение! И оставайтесь всегда такими: жизнелюбивыми, порядочными, отзывчивыми, умными. А в трудную минуту думайте о том, как жилось вашим предшественникам, как им приходилось преодолевать не просто жизненную неустроенность и многочисленные проблемы, а самих себя, чтобы не сломаться, не опуститься, бросив «эту дикую Камчатку».  Им было труднее…

МБУК «Соболевский районный историко-краеведческий музей»

 

Источники:

  1. Смышляев А. А. Школа нас в жизнь выпускает… Образование на Камчатке: этапы большого пути. – Петропавловск-Камчатский: Холд. комп. «Новая книга», 2010.

2.Шарипова В.А. Из тьмы забвенья: Книга Памяти (жертв политических репрессий Камчатской области). – 2010.

  1. Воспоминания Спешневой – Диковой Галины Ивановны.