Колотушка кжика
В экспозиции нашего историко – краеведческого музея представлен экспонат: колотушка кжика – деревянное закругленное полешко с выдолбленным для черена концом. Приспособление использовалось для технологических целей: им заколачивали колья в дно реки при ловле рыбы запором – «мордой».
«Запор – морда – один из традиционных орудий лова коренных народов Севера – ительменов. Запоры строили следующим образом: на хорошей протоке в дно реки вбивали колья под углом к течению деревянной колотушкой. Затем колья перевязывали между собой кожаными ремнями – получалась деревянная сетка. Эти загородки назывались атольями. Атолья ставили около берегов, а между ними устанавливали «морду» (на местном языке она называлась чируч). Морда (мордушка) представляла собой связанные ремнями в виде конуса длинные ивовые прутья. Приблизительно в середине делали ворота, которые открывались в одну сторону. Рыба идет на нерест, встречает на пути атолья, дальше она идет вдоль них и попадает в ловушку: ворота не дают ей выйти назад». (Из воспоминаний Спешнева Ливерия Федоровича).
Главным объектом промысла были лососевые породы рыб. Река представлялась ительменам живым существом, могущим реагировать на поступки людей и даже мстить за них. Немало примет, суеверий связанных с рыболовством существовало у них, были даже запреты (табу).
До 1927 года колья забивали деревянными громоздкими колотушками, так как ительмены были уверены в том, что железным топором можно «перерубить» реку и тогда совсем не будет в ней рыбы».
Река представлялась ительменам живым существом, могущим реагировать на поступки людей и даже мстить за них. Реку берегли, а тем более рыбу!
Традиционное занятие ительменов в прошлом – рыболовство. Главным объектом промысла был лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами. Запоры устанавливали почти на всех реках после спада большой воды и использовали с конца мая до поздней осени. Запор строили следующим образом: у одного из берегов реки сооружалась полукруглая изгородь из кольев, переплетенных прутьями. От центра изгороди до противоположного берега вбивались колья, к которым крепились решетки из тонких ивовых прутьев под углом к течению реки. В проходах решетчатой изгороди устанавливались ловушки, передняя часть которых имела форму пятиугольника.
Все стороны жизни и быта ительменов регламентировались различными поверьями и приметами: металлическим топором нельзя было вбивать колья в запоре, поскольку можно «перерубить» реку и тогда из нее уйдет рыба и т.п.
Литература:
- Традиционные знания ительменов западного побережья Камчатки. – Петропавловск-Камчатский, 2006. – 62 с.
2.Традиционные знания и их значимость для сохранения биоразнообразия Камчатки: отчет о научно – исследовательской работе. – Петропавловск-Камчатский: КГУ им. Витуса Беринга, 2006
3.Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Серия: Библиотека коренных народов Севера. – М.: 2005. – с.42-57